Uber-Китай: китайцы арендуют зонты, мячи и блендеры
Сначала из Китая выгнали Uber, а затем в стране запустилась целая волна сервисов, переносящих Uber-модель на самые разные сферы жизни, пишет NYT. Сперва это были велосипеды, теперь — мячи, тостеры и зонтики. Такими темпами Китай может стать первой страной, где экономика совместного потребления дойдет до абсолюта.
Утопичные сценарии рисуют будущее, в котором аренда станет нормой, а владение — роскошью. Человечество перейдет к экономике совместного потребления не от желания эффективнее расходовать средства, а просто потому, что это станет единственной возможностью получить что-то в пользование.
Сейчас такая модель активнее всего развивается в Китае. Вслед за тем, как из страны был вытеснен Uber, — его китайский бизнес выкупила местная компания — начали появляться десятки стартапов, пытающихся перенести формат экономики совместного потребления на самые разные предметы быта. Первым результатом стали миллионы райдшеринговых велосипедов, заполнивших улицы китайских городов. Вслед за этим Uber-модель все сильнее масштабировали и дробили: так появились сервисы по аренде блендеров, зонтов и даже баскетбольных мячей.
В долгосрочной перспективе покупка собственного мяча дешевле, но Сюй уверен, что сограждане готовы платить за удобство. Причиной развития шеринговых сервисов в Китае эксперты считают избыток денег в китайской экономике при дефиците хороших идей. В прошлом году венчурные фонды инвестировали $31 млрд, на 1/5 больше, чем годом ранее. Огромная часть этих денег пошла на сервисы совместного пользования, потому что инвесторы воодушевлены успехом некоторых из них.