Угроза для нефти: Доля электромобилей в глобальных продажах к 2030г может достичь 30%, - эксперты
Доля электромобилей в продажах по всему миру к 2030 году может достигнуть 30%, что является реальной угрозой для стран-производителей нефти, считают эксперты.
Сегодня переориентация на электрическую тягу стала одним из магистральных направлений развития мирового автопрома, при этом тон задают два крупнейших авторынка планеты – китайский и американский. Уже в среднесрочной перспективе этот тренд может привести к ощутимому снижению спроса на бензин и дизтопливо, отмечает Deutsche Welle.
Возможно, что переломным стал именно 2015 год. Во всяком случае в Китае число проданных электромобилей и гибридов (имеют как электромотор, так и двигатель внутреннего сгорания) выросло более чем в 3 раза – с 59 тыс. в 2014 году до 189 тыс. В результате КНР стала главным рынком сбыта для электромобилей, обогнав США. Там продажи составили 115 тыс., снизившись со 120 тыс. годом ранее.
Европейские страны по количественным показателям пока существенно отстают, хотя и демонстрируют довольно высокие темпы роста. В Великобритании объемы продаж выросли за год с 16,5 тыс. до 28 тыс., во Франции – с 16 тыс. до 27 тыс., в Норвегии – с 20 тыс. до 25 тыс. Германия, крупнейший автомобильный рынок Европы, занимает в этом списке лишь 6-е место: сбыт электромобилей вырос здесь с 13 тыс. в 2014 году до 23,5 тыс. в прошлом.
Такие данные приводит известный немецкий автоэксперт Штефан Брацель, возглавляющий Центр автомобильного менеджмента (CAM) в Бергиш-Гладбахе. В опубликованном в конце января исследовании мирового рынка электромобилей профессор приходит к выводу, что взрывной рост продаж в Китае является “результатом сочетания фискальных и административных инструментов с большим предложением со стороны производителей”.
В крупных китайских городах из-за крайне загрязненного воздуха ограничена регистрация автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, поэтому для многих покупателей электромобили становятся “интересной альтернативой”, тем более что государство предоставляет еще и финансовые льготы, отмечает Ш.Брацель. К тому же у автолюбителей имеется широкий выбор самых разных моделей, причем главным образом местного, китайского, производства.
Ш.Брацель рассматривает в своем исследовании два сценария развития мирового рынка легковых электромобилей в ближайшие 15 лет. Согласно оптимистичному сценарию, их доля в общем объеме продаж, составившая в минувшем году 1,7%, достигнет в 2020 году 5%, в 2025 году – 15% и в 2030 году – 30%. При этом профессор исходит из того, что сбыт новых авто выйдет в 2030 году на уровень 100 млн единиц (в 2015 году – 76 млн). Пессимистичный сценарий предполагает доли в 2,5% через 5 лет и в 15% к концу рассматриваемого срока. В любом случае это означает, что спрос на бензин либо заметно снизится, либо будет расти куда медленнее, чем раньше.