Украина продает Крым — но не России
Пока Россия и ЕС делят, в чью «зону влияния» войдет Украина, Китай осуществляет тихую, но масштабную экспансию в Крыму. Киев надеется, что с помощью КНР ему удастся избежать выбора в пользу Москвы или Брюсселя.
Правительство Украины и китайская Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co. Ltd. подписали меморандум о сотрудничестве в реализации проекта строительства глубоководного порта в Крыму, а также в реконструкции рыбного порта в Севастополе и создании зоны экономического развития высокотехнологичной индустрии. Инвестиции в первую фазу проекта составят $3 млрд. Второй этап предполагает инвестиции в размере $7 млрд, которые потратят на строительство аэропорта, верфи, нефтеперерабатывающего завода, производственной базы СПГ и создание морских рекреационных пляжей.
«Первая фаза начинается предположительно в конце следующего года, в том числе строительство самого порта и индустриальной зоны на 300 тыс. квадратных метров. Срок проекта — не более двух лет, а прибыль будет получена примерно через шесть лет после ввода проекта в эксплуатацию», — заявил владелец Beijing Interoceanic миллиардер Ван Цзин в ходе официальной пресс-конференции по случаю подписания меморандума. Он отметил, что китайское и украинское предприятия «будут превращать Крым в экономический и транспортный узел морского Шелкового пути».
Инвестиционное соглашение было подписано во время официального визита президента Украины Виктора Януковича в Китай. На неофициальном уровне утверждалось, что основной целью поездки Януковича было стремление добиться от Пекина предоставления Киеву кредитов на сумму $12 млрд. Однако соглашение о выделении новой ссуды так и не было достигнуто. «Украинскому президенту не удалось убедить правительство КНР дать новый кредит Украине, — сказал «Газете.Ru» доктор экономических наук, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский. — Однако эту поездку Януковича в Китай все равно на Украине считают исторической. Президенту хоть и не удалось добиться заявленных целей, но собранных в КНР инвестиций хватит для того, чтобы украинская экономика продержалась какое-то время».
Проект развития порта — одна из многих инвестиций Поднебесной в экономику Украины за последние несколько лет. В прошлом году Пекин уже предоставлял Киеву $3 млрд на развитие аграрного сектора и $3,7 млрд на энергетические проекты. В сентябре 2013 года стало известно, что Китай планирует арендовать на Украине около 3 млн гектаров сельхозугодий сроком на 50 лет в рамках своей политики по использованию иностранных угодий для выращивания сельхозкультур. Проект стартует в Днепропетровской области, затем продолжится на Херсонщине и в Крыму, а объем первоначальных инвестиций оценивается в $2,6 млрд.
Ряд украинских экспертов возмущены подписанным с Beijing Interoceanic Canal Investment соглашением. «Порт строится для вывоза зерна из Крыма, где китайцам в аренду предполагается отдать около 160 тыс. гектар земли для производства пшеницы и кукурузы. Планируется получать с этой площади какие-то немыслимые урожаи — 8 млн тонн. В конечном итоге порт на западном побережье просто убьет Крым как курорт», — заявил член экспертного совета при совмине автономии Сергей Киселев.
Некоторые политологи поспешили заявить, что правительство Януковича распродает земли инвесторам из Восточной Азии, ставя Украину в один ряд со странами третьего мира, которые уже достаточно давно находятся под заметным влиянием Пекина.
Сегодня государственные корпорации КНР владеют значительными активами в странах Центральной Азии и Африки. Основные интересы китайской стороны сосредоточены в первую очередь в сфере энергетики и добыче редкоземельных металлов.
Ярким примером такой планомерной политики выступает соседний с Россией Казахстан, где китайские инвесторы владеют значительными долями в местных нефтегазовых корпорациях.
Так, в 2009 году суверенный фонд China Investment Corporation (CIC) приобрел около 11% всех глобальных депозитарных расписок дочерней структуры KazMunaiGas — KazMunaiGas Exploration Production, торгуемых на рынке; ранее, в 2005 году посредством своих дочерних структур CNPC купила Petro Kazakhstan — одну из крупнейших энергетических компаний республики, однако по договору с министерством энергетики Казахстана вернула 33-процентную долю «КазМунайГазу» в обмен на пакет акций нефтедобывающей компании. По официальным данным торгово-промышленной палаты Казахстана, в 2010 году доля компаний из Поднебесной в нефтедобыче республики составляла 22,5%, однако эксперты считают, что крупные китайские игроки владеют куда более большим количеством активов.
Российские эксперты пока не склонны драматизировать ситуацию вокруг китайских инвестиций в порт Севастополя. «Китайские компании действительно заинтересованы и в приобретении земли, а также в покупке промышленных активов в промышленно развитом юго-восточном регионе Украины, — отмечает Островский. — Однако говорить о распродаже Украины китайским инвесторам пока не приходится. В данном случае КНР рассматривает Украину лишь как один из вариантов инвестирования в европейский рынок, в последнее время остро нуждающийся в притоке иностранных инвестиций».
Александр Орлов