Утрата банковских документов должна караться, считает глава АСВ
Глава Агентства по страхованию вкладов (АСВ) Александр Турбанов считает, что ответственность за утрату и фальсификацию банковских документов и отчетности должна быть не меньше, чем за действия, сопряженные с незаконным выводом активов.
АСВ, выступающее конкурсным управляющим большинства банков-банкротов, неоднократно сталкивалось с невозможностью получить первичную банковскую документацию. В частности, АСВ как конкурсный управляющий Межпромбанка, признанного банкротом в ноябре прошлого года, смог получить доступ к электронной базе банка только за последние три месяца.
"Сейчас мы столкнулись с тем, что в Межпромбанке электронная база была только за последние три месяца", - заявил глава АСВ на пресс-конференции во вторник.
По его словам, АСВ считает справедливым устанавливать ответственность за утрату документов и за искажение документов, в том числе отчетности банка.
"Справедливым, с точки зрения кредиторов, чьи интересы должны удовлетворяться в ходе конкурсного производства. Мы полагаем, что ответственность за это должна быть не меньше, чем за действия, сопряженные с незаконным выводом активов", - заявил Турбанов.
Незаконный вывод активов в РФ может квалифицироваться такими статьями как хищение, легализация средств, полученных преступным путем, фиктивное либо преднамеренное банкротство.
Он отметил, что, приходя в банк, АСВ зачастую не обнаруживает там документарные базы ни на бумажном носителе, ни на электронных носителях. Либо обнаруживает значительные искажения в этой базе, "то есть фальсификацию в первичных документах и документах отчетности".
В середине января директор департамента лицензирования и финансового оздоровления Банка России Михаил Сухов сообщил журналистам о том, что ЦБ предлагает наделить конкурсных управляющих банков, в том числе АСВ, правом вести расследования по установлению пропавших банковских активов.
Кроме того, по словам Сухова, ставится вопрос о введении уголовной ответственности за предоставление недостоверной отчетности и отвественности сотрудников за сохранность баз данных. У большинства банков, которых регулятор лишает лицензии, впоследствии выявляется недостоверная отчетность. Временные администрации ЦБ в 2010 году направили в арбитражные суды сведения о 33 банках с суммарным отрицательным капиталом в 60 миллиардов рублей, в то время как по отчетности капитал банков был положительным на сумму 35 миллиардов рублей.
Банк России отозвал лицензию у Межпромбанка 5 октября 2010 года за неисполнение требований регулятора и неспособность расплатиться с кредиторами, 30 ноября он был признан банкротом. Представитель временной администрации Межпромбанка заявил на заседании по делу о банкротстве, что активы банка оцениваются в 62,2 миллиарда рублей, тогда как величина обязательств составляет 92,825 миллиарда рублей. В конце января текущего года правоохранительные органы возбудили уголовное дело по одному из эпизодов по факту преднамеренного банкротства Межпромбанка.