За 9 месяцев в бюджет таможенными органами перечислено более 840 млрд тенге
В условиях либерализации внешнеторгового законодательства, вступления Казахстана в Таможенный союз (ТС), выборочности и сокращения времени таможенного контроля в значительной мере усиливается роль таможенной службы. Об итогах работы возглавляемого ведомства рассказывает Председатель Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан Серик Баймаганбетов.
Таможенная система Республики Казахстан один из действенных механизмов государственного регулирования внешней торговли и пополнения доходной части бюджета страны. Современная многофункциональная таможенная служба, способствующая установлению и развитию торгово-экономических отношений деловых, промышленных и научных кругов с их зарубежными партнёрами, стала неотъемлемой частью экономической жизни Республики.
Стратегия экономического развития Казахстана требует от таможенной службы содействия в повышении конкурентоспособности страны в мировой экономике, гармонизации таможенных процедур в рамках ТС, а также обеспечения региональной экономической безопасности национальных границ.
Вступление в силу с 1 июля 2010 года Договора о Таможенном кодексе ТС завершило формирование единой таможенной территории, положило начало первому этапу формирования Таможенного союза трех стран.
В рамках действия ТС обеспечено взаимное признание разрешительных документов в сфере санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, а также технического регулирования. Введены в действие основные механизмы функционирования Таможенного союза.
Основными целями взаимодействия таможенных органов являются гармонизация законодательства, согласованные действия, направленные на унификацию, упрощение и автоматизацию правил и процедур таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств, применение единых таможенных режимов.
Преимущества ТС уже оценены большинством представителей бизнес-сообщества нашей страны. Подтверждением тому служат быстрый рост объемов международного транзита, приграничной торговли и расширение кооперационных связей предприятий, что в целом способствует сокращению затрат бизнеса во взаимной торговле.
Так, за 1 год, с 1 июля 2010 года по 1 июля 2011 года, т.е. с началом формирования единой таможенной территории, взаимный товарооборот наших стран, по сравнению с предыдущим аналогичным периодом с 1 июля 2009 года по 1 июля 2010 года, вырос на 50% и достиг почти 23 млрд. долларов США.
Вторым этапом и одним из ключевых моментов в деятельности таможенных органов в текущем году явилось завершение 1 июля 2011 года переноса государственного контроля с казахстанско-российского участка государственной границы на внешний контур таможенной границы ТС. Упразднено 32 таможенных поста, что составило высвобождение 580 штатных единиц, которые были передислоцированы на внешний периметр Таможенного союза.
Немаловажное значение уделено укреплению внешних рубежей ТС и приведению инфраструктуры всех автомобильных пунктов пропуска в соответствие с современными международными требованиями.
Проводится строительство новых и реконструкция существующих пунктов пропуска с целью их приведения в соответствие с Едиными типовыми требованиями к обустройству и оснащению пунктов пропуска (утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза № 688 от 22 июня 2011 года).
В целях усиления контроля в пунктах пропуска казахстанского участка внешней границы Таможенного союза, Комитетом таможенного контроля проводится оснащение южных границ современными техническими средствами контроля. Дополнительно в пунктах пропуска устанавливаются инспекционно-досмотровые комплексы, автоматизированные системы контроля доставки товаров, электронные пункты пропуска и т.д.
С помощью технических средств таможенного контроля оперативный работник может однозначно характеризовать перемещаемые виды материалов и веществ, и их соответствие сопроводительным документам. Это значительно снижает время таможенного контроля пассажиро- и грузопотока, обеспечивает возможность контроля труднодоступных мест транспортных средств. Специально предназначенные технические средства позволяют обнаружить конкретные виды контрабанды – взрывчатые и наркотические вещества, оружие, драгоценные металлы и другие товары без вскрытия и демонтажа объектов.
В рамках мероприятий, направленных на укрепление таможенных органов, дислоцированных на внешней таможенной границе ТС, проведена оптимизация организационной структуры таможенных органов, что позволило сократить промежуточные звенья управленческого аппарата, обеспечить круглосуточный режим работы пунктов пропуска, повысить ответственность и статус руководителей приграничных таможенных органов, а также паритетность с соответствующими службами сопредельных государств.
Пункты пропуска на казахстанско-китайском участке границы (Коргас, Достык) переведены на 12 часовой режим работы, при увеличении грузопотока численность личного состава позволит осуществлять работу в круглосуточном режиме. На казахстанско-кыргызском и казахстанско-узбекском участках границы пункты пропуска функционируют в круглосуточном режиме (24 часа).
На сегодняшний день специалисты казахстанской таможенной службы осуществляют контроль на 18 автомобильных, 5 железнодорожных, 2-х морских, а также 11 воздушных пунктах пропуска.
К концу текущего года пункты пропуска на казахстанском участке внешней границы Таможенного союза будут полностью оснащены современным, высокотехнологическим оборудованием для проведения таможенного контроля.
Отмена таможенного контроля и декларирования на внутренних границах Таможенного союза стала возможной в связи с построением информационного и организационного взаимодействия между таможенными службами трех стран. Нашими службами проделана значительная работа по основным направлениям таможенной политики Таможенного союза. Достигнут высокий уровень сотрудничества в рамках функционирования Таможенного союза.
Доработаны программные средства и мы перешли на сквозную процедуру таможенного транзита. Налажен механизм подтверждение фактического вывоза товаров для своевременного возврата НДС экспортерам трех стран. Отработаны вопросы взаимодействия таможенных представительств. Подготовлено к подписанию Соглашение об обмене информацией для осуществления контрольных и аналитических функций. В ежемесячном режиме проводятся встречи руководителей таможенных служб, на которых согласовываются технологические и организационные вопросы взаимодействия, начала работать единая коллегия таможенных служб трех стран.
Значительным положительным аспектом в деятельности Таможенного союза является увеличение поступлений таможенных платежей и налогов в бюджет Республики Казахстан. За 9 месяцев 2011 года в доход бюджета таможенными органами перечислено 840 млрд 918 млн, что на 354 млрд тенге или на 73% больше аналогичного периода прошлого года.
Взыскание таможенных платежей и налогов на 1-го сотрудника таможенных органов составило 195,5 млн тенге, что больше показателя аналогичного периода прошлого года в 1,7 раза или на 81,5 млн тенге. Доля поступлений таможенных платежей и налогов в налоговых поступлениях республиканского бюджета составила 37,4%. По итогам года ожидается поступление в бюджет более триллиона тенге.
По результатам пост-таможенного контроля за 9 месяцев 2011 года дополнительно в бюджет государства перечислено 20,4 млрд тенге.
Вместе с тем, уделено внимание правоохранительной составляющей нашей деятельности. Она основана на едином комплексе оперативно-розыскных, уголовно-процессуальных, административных и контрольно-ревизионных мер. При этом подавляющее число таможенных преступлений обнаруживается сотрудниками таможни в ходе осуществления таможенного контроля при проверке документов, досмотре транспорта, грузов и личного досмотра.
На сегодняшний день можно с уверенностью сказать, что противодействие нарушителям стало гораздо продуктивнее. Таможенными органами за 9 месяцев 2011 года возбуждено 389 уголовных и 7 990 административных дел, возмещено ущерба по ним в сумме 9,6 млрд тенге. Общая сумма изъятого товара и контрабандной валюты составила 860,1 млн тенге.
В июне т.г. проведена встреча руководителей таможенных служб государств-членов Таможенного союза в Казахстане с выездом на таможенный пост «Коргас». В ходе данной встречи обсуждены проблемные вопросы и выработаны механизмы по борьбе с контрабандой.
Таможенные органы ведут тесное взаимодействие с правоохранительными органами, направленное на получение упреждающей оперативной информации в целях усиления качества и избирательности таможенного контроля. Особое внимание в своей работе сотрудники таможенных органов уделяют борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, являющимся потенциальной угрозой для любого государства.
В текущем году пресечено 70 попыток контрабанды наркотиков. Таможенными органами из незаконного оборота изъято 273,3 кг смертоносного зелья, том числе 49 кг героина. Большая часть обнаруженных наркотиков – заслуженный результат работы специалистов-кинологов и их четвероногих помощников.
При этом, обеспечение эффективной работы казахстанской таможенной службы неразрывно связано с внедрением передовых информационных технологий. Автоматизация и внедрение современных информационно-коммуникационных технологий на сегодняшний день одно из ключевых направлений развития таможенных органов. Оно помогает совершенствовать и облегчает сам процесс таможенного оформления и таможенного контроля, повышает пропускные способности пунктов пропуска на государственной границе Республики Казахстан. Развитие информационных систем таможенных органов осуществляется в рамках внедрения программы формирования «электронного правительства» (е-правительства).
Предпринимаемые таможенными органами меры по совершенствованию таможенного контроля и приведения его к международным стандартам, оснащению пунктов пропуска на внешней границе ТС, внедрению современных информационных технологий нацелены, прежде всего, на создание на границе таких условий, при которых эффективный таможенный контроль и таможенное оформление осуществляется без ущерба для внешнеэкономической деятельности.
Особая роль в данном процессе отведена реализации Проекта развития таможенной службы Республики Казахстан на 2008 – 2012 годы. Проект охватывает все сферы деятельности таможенной службы РК и включает в себя анализ соответствия деятельности ведомства международным стандартам, разработку и внедрение новых методов и технологий в соответствии с лучшей международной практикой, модернизацию и развитие информационных систем, техническое оснащение, а также обучение должностных лиц таможенных органов.
В рамках Проекта ведется работа по внедрению интеграционной информационной системы «Единое окно по экспортно-импортным операциям» (ИИС Е-окно). ИИС Е-окно – это механизм, который позволяет сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизованную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения всех регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита. Если информация имеет электронный формат, то отдельные элементы данных должны представляться только один раз.
Инновационные решения в рамках реализации Проекта позволят привести деятельность таможенной службы Республики Казахстан в соответствие с международными стандартами, обеспечит беспристрастное обслуживание участников внешнеэкономической деятельности, увеличит объемы поступлений в республиканский бюджет.
Казахстанская таможенная служба - ровесница независимости страны, с каждым годом совершенствует свою деятельность, вносит свой весомый вклад в развитие отечественной экономики. Данная работа будет продолжена, поручения Главы государства перед таможенными органами будут реализовываться системно и на постоянной основе.