Белорусские власти ищут зарубежных инвесторов для госбанков
Белорусские власти решили продать часть акций в нескольких крупных государственных банках страны. Происходит это в соответствии с разработанной Нацбанком стратегией развития финансового рынка до 2020 года, предполагающей снижение доли государства в банковской системе. На начало сентября 2016 года доля государства в уставном капитале белорусских банков составляла 80 процентов.
С частью своих акций правительство готово расстаться в “Белинвестбанке” (государству принадлежат практически 100% акций), “Банке Москва-Минск”, а также в крупнейшем в стране “Беларусбанке”.
Еще 30 сентября Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Национальный банк Беларуси подписали меморандум о приватизации “Банка Москва-Минск”. Создана также рабочая группа по подготовке к продаже миноритарного пакета акций “Беларусбанка”, во главе с министром финансов Владимиром Амариным. Предложение по продаже должно быть готово к 1 ноября 2017 года. Размер пакета акций составляет 25 процентов от уставного фонда, или 0,4 миллиарда долларов курс доллара миг в Шымкенте. Почему государство решило пойти на частичную приватизацию госбанков?
Нужны деньги
Бывший премьер-министра Беларуси и экс-глава государственного “Белагропромбанка” Михаил Чигирь полагает, что власти вынуждены идти на такой шаг по причине острой нехватки денег в стране. “Другого выхода у властей нет”, – отмечает собеседник.
С Чигирем соглашается старший аналитик брокерской компании “Альпари” Вадим Иосуб. По его словам, в ситуации роста внешних долгов остро нужны деньги, поэтому рассматриваются любые возможности их получения. “Выручить за белорусские банки деньги сейчас более реалистично, чем за промышленные предприятия, большая часть которых находится в плачевном положении”, – констатирует эксперт.
Кроме того, не исключает Вадим Иосуб, и до белорусских властей начинает доходить, что государственная собственность, как правило, неэффективна, особенно когда речь идет о предприятиях или банках. Поэтому они решаются на приватизацию хотя бы части госсобственности.
Директор по исследованиям Либерального клуба Евгений Прейгерман говорит о попытке привлечь в страну инвестиции. “Особенно это важно в контексте ЕБРР, поскольку этот банк принял решение сотрудничать не только с частными экономическими субъектами, но и с государственными”, – говорит экономист.
Меморандум подписан, и если работа и дальше будет вестись в таком ключе, то это может быть интересно западным инвесторам, добавляет он. “Другое дело, что пока говорить о массовой приватизации в Беларуси не приходится и еще долго не придется”, – уверен Прейгерман.
Инвестиционный климат не способствует приватизации
Разумны ли такие действия? Михаил Чигирь так не считает: “Это хорошо, когда иностранный банк приходит сам, создает, вкладывает деньги, а вот продавать то, что уже создано, это сомнительно”. Кроме того, у экс-премьера также большие сомнения по поводу того, что найдутся иностранные финансовые организации, готовые приобрести лишь миноритарный пакет акций белорусский госбанков.
Как полагает Вадим Иосуб, проблема – не в размере пакета акций, а в общем инвестиционном климате в Беларуси. Продажа может произойти в течение двух – четырех лет, и если к тому времени инвестиционный климат будет улучшаться, то можно предположить, что интерес проявят какие-то серьезные мировые игроки.
Если инвестиционный климат не изменится в лучшую сторону, то наиболее вероятными покупателями могут быть лишь российские банки, не исключает аналитик.
“В условиях, когда власти могут вмешиваться в деятельность предприятий, они снижают ценность любых белорусских активов, в том числе, банков”, – подчеркивает экономист. В иной более благоприятной инвестиционной ситуации белорусские банки стоили бы дороже, уверен он.
Артур Смирнов