Богатые и турбулентность
На днях информагентства распространили сообщение о последнем докладе МВФ, в котором тот высказывает пессимистичные прогнозы относительно перспектив мировой экономики. Фонд крайне тревожит накопление развитыми странами суверенных долгов: Япония имеет долгов на 220% ВВП, Италия - на 115%, Бельгия на 97%. Судя по недавней панике на европейских биржах, долги богатых стран еще больше беспокоят и участников финансового рынка. Богатые страны вошли в период "турбулентности". Трясти будет - мало не покажется…
Если коротко, то в последнем докладе МВФ сказано, что рост мировой экономики к концу 2010 года замедлится. По мнению экспертов организации, это произойдет из-за того, что правительства многих стран не могут справиться с долговыми обязательствами, а финансовый сектор продолжает испытывать трудности.
Кроме того, МВФ перечисляет факторы, которые могут ухудшить ситуацию еще сильнее, такие, например, как спад рынка недвижимости в США. Именно с американского рынка недвижимости начался мировой финансовый кризис. МВФ предупреждает, что если число неплатежей по ипотеке пойдет вверх, то рынок кредитов снова может начать оскудевать.
Кроме того, не исключена возможность новых проблем на уровне государств, подобных тем, что привели к необходимости выделения Греции кредита в 100 млн. евро в этом году.
В целом, доклад МВФ рисует довольно мрачную картину. В разделе рекомендаций говорится, что правительства развитых стран должны постараться сократить дефициты бюджета. А развивающимся странам МВФ советует уделять основное внимание не столько экспорту, сколько стимулированию внутреннего спроса.
Также, согласно данным совместного доклада МВФ и Международной организации труда (МОТ), после мирового финансового кризиса количество безработных в мире достигло 210 млн. человек, что является самым высоким показателем в истории.
Если же анализировать ситуацию детальнее, то из пресс-релиза МВФ №10/322 (R), распространенного 1 сентября 2010 года, следует, что страны с развитой экономикой представляют серьезную угрозу для планетарной стабильности. Ибо стоит одной такой стране объявить дефолт, и все остальные почувствуют себя, как в самолете, попавшем в зону турбулентности.
МВФ цитирует директора своего Департамента по бюджетным вопросам Карло Коттарелли, который категорично заявил: "Государственный долг в странах с развитой экономикой повысился до уровней, ранее не наблюдавшихся в период отсутствия крупных войн. Долг сектора государственного управления в странах группы 20-ти с развитой экономикой подскочил с 78% валового внутреннего продукта (ВВП) в 2007 году до 97% ВВП в 2009 году, а в 2015 году он вырастет до 115% ВВП.
Высокий уровень государственного долга объясняется не только финансовым кризисом, но и слабой налогово-бюджетной политикой в прошлые десятилетия, когда в трудные времена уровень долга повышался, но в более благоприятные периоды не сокращался. Предстоящая задача является еще более сложной, поскольку старение общества и глобальное потепление климата оказывают дополнительное давление на государственные финансы. Это наглядно показывает крайнюю необходимость долгосрочных налогово-бюджетных реформ, которые обеспечат постепенное, но устойчивое улучшение долговой ситуации в предстоящие десятилетия", - настаивает Коттарелли.
Вторит коллеге и заместитель директора Исследовательского департамента МВФ Джонатан Д. Остри. "Страны с наиболее высоким уровнем задолженности приближаются к пределу долга, за которым их состояние бюджетов может стать неприемлемым, - утверждает он. - Пределы долга не "высечены на камне", но они показывают, что для восстановления устойчивости потребуется радикально изменить поведение по сравнению с традиционной динамикой. Иными словами, обычный подход не решит проблему".
К концу лета МВФ подготовил три доклада, касавшиеся тревожных тенденций в развитых странах: Long-Term Trends in Public Finances in the G-7 Economies ("Долгосрочные тенденции в государственных финансах стран Группы семи"), Fiscal Space ("Бюджетное пространство") и Default in Today’s Advanced Economies: Unnecessary, Undesirable, and Unlikely ("Дефолт в сегодняшних странах с развитой экономикой: не нужен, нежелателен и маловероятен").
В первом анализируется резкое увеличение долга во время кризиса и дается оценка перспектив снижения коэффициентов долга в предстоящие годы. В документе делается вывод о том, что для того, чтобы не помешать неуверенному подъему и в то же время заверить участников рынков капитала в стабильности финансов, налогово-бюджетная политика должна быть четко определена, при этом основное внимание следует уделять постепенной, но устойчивой консолидации, а не просто ужесточению политики в ближайшее время.
В работе Fiscal Space рассматривается устойчивость долговой ситуации в ряде стран с развитой экономикой и дается оценка, в какой мере правительства имеют возможность для бюджетного маневра, прежде чем рынки заставят их резко ужесточить политику.
Третий документ озаглавлен столь красноречиво, что не нуждается в особых комментариях: "Дефолт в сегодняшних странах с развитой экономикой: не нужен, нежелателен и маловероятен". Здесь рассматриваются недавние предположения участников рынка о том, что ухудшение государственных финансов может привести к дефолту в некоторых странах с развитой экономикой, особенно в ряде "периферийных" стран Европы.
В документе делается вывод, что риск реструктуризации долга в настоящее время существенно завышен, и утверждается, что если долговые дефолты в прошлые десятилетия, в основном в странах с формирующимся рынком, были вызваны в первую очередь стремительно растущими затратами на обслуживание долга, текущие трудности стран с развитой экономикой вызваны в основном их крупными первичными дефицитами.
До самого последнего времени это выражалось в значительном сужении региональных суверенных спредов. На фоне бюджетных проблем Греции инвесторы в настоящее время переоценивают эти риски в рамках региона. Это указывает на необходимость продолжения реализации директивными органами заслуживающих доверия планов бюджетной консолидации и укрепления экономического управления в зоне евро.
Сообщение о Европейском механизме финансовой стабильности и программе Европейского центрального банка (ЕЦБ) по покупке ценных бумаг способствовало ослаблению напряженности по некоторым наиболее острым аспектам рынка облигации зоны евро.
Неопределенность фактического риска банков по суверенному долгу в странах, сталкивающихся с проблемами экономической политики, привела к значительной напряженности в сфере межбанковского финансирования. Европейский Центробанк отменил требования залогового обеспечения в отношении суверенного долга Греции и возобновил некоторые долгосрочные операции, в то время как Федеральная резервная система восстановила линии валютных свопов. Несмотря на эти усилия по улучшению функционирования межбанковского рынка, банки зоны евро продолжают накапливать ликвидность и вкладывать эти средства в механизм депозитов ЕЦБ.
Ослабление евро обеспечило выгоды, связанные с частичной компенсацией неблагоприятного воздействия возросшего суверенного и банковского рисков на темпы экономического роста в зоне евро. При этом сочетание рисков суверенного кредита, банковского сектора и макроэкономических рисков также повысило вероятность хаотичной корректировки обменных курсов.
По мнению исполнительного директора Фонда Блейзера в Украине Олега Устенко, в своих докладах и заявлениях МВФ хочет показать, что ситуация остается неопределенной, возможны негативные всплески в США и Европе. Опасение Фонда вызывает то, что, скажем, Штаты демонстрируют несколько кварталов подряд экономический рост, но… без увеличения количества рабочих мест. Что однозначно характеризует этот рост как неустойчивый. Кроме того, их тревожит ситуация на рынке американской недвижимости: строительство идет довольно активно, но продаж мало.
Но больше всего МВФ заботят проблемы, связанные с огромным объемом суверенного долга развитых стран. Следует учитывать, что на долги накладываются дефициты госбюджетов стран ЕС. И тут есть два варианта: суровый режим бюджетной экономии или новые займы. Правительства стран ЕС, скорее, предпочитают второй путь, выпуская новые долговые обязательства, которые скупает ЕЦБ.
В связи с этим, интересно отметить реакцию рынков на недавно проведенный стресс-тест для 65% банковской системы Европы. В прошлый четверг были обнародованы данные, что европейская финансовая система стабильна, и банки нуждаются лишь в дополнительной рекапитализации. Но рынок этому не поверил и не пошел вверх. В пятницу начались снижения всех котировок. Выступил представитель ЕЦБ с заявлением, что все здорово, ребята. Не помогло…
В ЕЦБ засуетились, сделали дополнительные выступления, провели массированную атаку в воскресенье, чтобы остановить падение. Сейчас, похоже, рынки успокоились, но вопросы остались. Почему обследовали только 65%? Почему были такие критерии, а не другие? "Файнешнл таймс", например, спрашивает, почему не рассматривали вариант дефолта по суверенным обязательствам? Что будет тогда? Понятно, что не рассматривалось, чтобы не вызвать паники, но очевидно, что рынок этот вопрос беспокоит.
Для Украины проблемы богатых стран могут выражаться в одном: мы крупные должники Запада вообще и Европы в частности. Пока в 95% случаев займы нам реструктуризировали. Но ухудшение ситуации в европейском регионе означает, что уровень реструктуризации долгов будет гораздо ниже. Европе понадобятся живые деньги, и она потребует от должников возвращения займов.
Галина Акимова По материалам Версии.сом
Теги: МВФ