«Газпром» теряет китайский рынок
Китай наращивает свое присутствие в газовой отрасли Туркменистана. КНР пообещала профинансировать разработку второго в мире по величине газового месторождения «Галкыныш». Эксперты предупреждают, что конкуренция за китайский рынок газа обостряется и «Газпрому» следует поторопиться занять на нем свою нишу. С другой стороны, источники в отрасли отмечают, что Туркмения фактически становится газовым придатком Китая.
Крупнейшее туркменского газовое месторождение «Галкыныш» будет осваиваться на китайские деньги. Соответствующее соглашение подписали «Туркменгаз» и Государственный банк развития Китая по итогам переговоров глав государств Гурбангулы Бердымухаммедова и Си Цзиньпина. Размер кредита не разглашается. Речь идет о финансировании второй очереди обустройства «Галкыныша», проектная мощность которого составляет 25 млрд кубометров газа в год.
«Галкыныш» объединяет месторождения «Южный Иолотань» и «Минара», расположенные на юго-востоке Туркмении. По мнению туркменских исследователей, что эти залежи, а также ряд более мелких, располагающихся в той же области, представляют собой единое месторождение, в связи с чем в 2011 году указом Бердымухаммедова они были объединены под названием «Галкыныш» («Возрождение»). Общая площадь единого месторождения — 1,8 тыс. квадратных километров, запасы оцениваются в 26 трлн кубометров, то есть
«Галкыныш» по уровню запасов уступает только «Южному Парсу» (располагается на территории Ирана и Катара, запасы — 28 трлн кубоетров) и является вторым по величине в мире.
Для сравнения: мировое потребление газа, по разным оценкам, составляет 3 – 3,3 трлн кубометров в год.
Кроме того, Китай и Туркмения договорились о строительстве новой нитки трубопровода, по которому туркменский газ поставляется в КНР. Сейчас транспортировка идет через территорию Узбекистана и Казахстана, новый маршрут пройдет через Узбекистан, Таджикистан и Киргизию. «Новый газопровод позволит увеличить ежегодную транспортировку на 25 млрд кубометров», — отметил Бердымухаммедов. Общие объемы годовых поставок туркменского газа в Китай, по его словам, таким образом достигнут 65 млрд кубов.
Источник в газовой отрасли отмечает, что с подписанием соглашения Туркмения фактически становится газовым придатком Китая. «Политика Ашхабада заключается в том, что страна сама активно не развивает газовую отрасль и не инвестирует в нее, а приглашает иностранных партнеров, — поясняет собеседник «Газеты.Ru». — Китай это полностью устраивает, у КНР есть средства, республика готова финансировать все этапы разработки ресурсов, а аппетиты китайцев постоянно растут».
По словам источника, вполне вероятно, что в будущем именно Пекин будет полностью контролировать туркменскую газовую отрасль.
Это может помешать планам России. Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук отмечает, что конкуренция за китайский рынок обостряется. «Газпрому» следует ускорить заключение соглашений с Китаем», — считает эксперт.
Москва пытается договориться с Пекином о поставках газа с 2004 года.
КНР остро нуждается в российском газе: по прогнозам мировых экспертов, уже к 2020 году спрос на газ в Китай достигнет 300—350 млрд кубометров в год. Собственная добыча даст КНР около 115 млрд кубометров, еще около 80 млрд кубометров китайцы смогут обеспечить за счет закупок сжиженного газа (СПГ). Поставки из стран Азиатско-Тихоокеанского региона не превысят 40 млрд кубов. А к 2030 году, по прогнозам мировых экспертов, потребление газа в Китае превысит европейское, которое сейчас составляет около 600 млрд кубометров.
Согласно предварительному плану поставок, они должны осуществляться по двум направлениям — западному (газопровод «Алтай» мощностью 30 млрд кубометров в год) и восточному (труба от Хабаровска, 38 млрд кубов).
Камнем преткновения в переговорах послужила цена. Изначально «Газпром» настаивал на европейском тарифе. Как сообщали источники, в ходе прошлогодних переговоров китайцы заявили о желании получать российский газ по цене $250 за 1 тыс. кубов. Цена европейских поставок «Газпрома» на тот момент составляла около $450. Позже, по данным источников, китайцы согласились на цену около $350.
Китай в свою очередь заявил, что цена российского газа должна быть привязана к цене американского Henry Hub. Это распределительный центр в Луизиане, где сходятся восемь крупнейших американских газопроводов. Именно цена на Henry Hub служит ориентиром для определения цен по спотовым (разовым) газовым контрактам в США. Цена на Henry Hub значительно ниже цены долгосрочных контрактов «Газпрома» для Европы.
По данным агентства Argus, цена спотовых контрактов на газ в США на начало сентября составляет $3,94 за 1 млн Британских термальных единиц, что эквивалентно $141 за 1 тыс кубов. Цена спота в Европе составляет уже $10,95 за 1 млн БТЕ, или $392 за 1 тыс кубометров. При этом цена долгосрочных контрактов на поставку российского газа в Европу составляет уже около $470 за 1 тыс кубометров.
«Учитывая депрессивное состояние американского индекса, вызванного «сланцевой революцией» в США (из-за резкого роста добычи газа из сланца газовые цены упали — «Газета.Ru»), понятно, почему покупатели хотят получить привязку именно к американскому споту, — подчеркивает директор по развитию бизнеса Argus в странах СНГ Вячелав Мищенко. — Однако сложно представить ситуацию, в которой поставщики согласятся на такую привязку».
«Газпром» заявил, что не намерен привязывать цены для Китая к Henry Hub. Во вторник представитель «Газпром экспорта» Михаил Мальгин сообщил, что переговоры с Китаем продолжаются, но об их результатах станет известно только к концу года. Как сообщалось ранее, строительство трубы в КНР начнется сразу же. как только будет подписан контракт.
Мищенко полагает, что ориентиром для цены китайских поставок станет европейская цена «Газпрома».
«Но, скорее всего, российской компании придется предоставить китайцам дисконт, — добавляет Андрей Полищук. — По нашим оценкам, он может составить от 15% до 30%».
Алексей Топалов