"Газпром" возвращает утерянные позиции на литовском рынке
“Газпром”, который обвиняли в Вильнюсе в использовании поставок газа как средства политического давления, расширяет свою долю на рынке Литвы.
Опрошенные аналитики прогнозируют, что в наступившем году доля “Газпрома” в поставках газа на литовский рынок заметно вырастет, превысив половину всего импорта Вильнюсом “голубого топлива”. При этом, по их мнению, говорить надо не о триумфе российского газового гиганта, а об успехе Литвы в либерализации энергетического рынка страны.
Изменения на рынке
Российский концерн “Газпром” после распада СССР более двадцати лет оставался практически единственным поставщиком природного газа в Литву. Монопольное положение позволяло концерну влиять на ценообразование. В результате сложилась ситуация, когда Литве пришлось платить за газ дороже, чем соседним странам. Положение изменилось после того, как Вильнюс, выполняя директивы ЕС, с 2013 года приступил к либерализации своего энергорынка.
В результате “Газпром” вынужден был продать свои акции в литовских энергетических компаниях. А в конце 2014 года в эксплуатацию был введен корабль-терминал сжиженного природного газа (СПГ) Independence (мощностью до 4 млрд кубометров в год), находящийся в порту Клайпеды. Литовский Сейм также принял закон, который обязал всех крупных импортеров газа приобретать 25% объемов у оператора терминала СПГ – компании Klaipedos nafta.
Основным поставщиком для него стал норвежский концерн Statoil. В 2015 году, когда начал действовать терминал СПГ, на долю Statoil пришлось 16% поставок газа на литовский рынок (0,4 млрд кубометров, весь объем потребления страной – 2,76 млрд). По данным министерства энергетики Литвы, в 2016 году доля “Газпрома” на нем по сравнению с предыдущим годом сократилась с 84% до одной трети. Большую часть газа – около 60% (1,43 млрд кубометров, весь объем – 2,4 млрд) – Литве поставил концерн Statoil.
Плоды либерализации
В нынешнем году, прогнозируют литовские эксперты, благодаря выгодной цене, которую предлагает “Газпром”, его доля на местном рынке (весь объем, ожидается, составит 2,2 млрд кубометров) вырастет примерно до 55%. Цена, по которой Литва приобретает газ у “Газпрома” и Statoila, по словам представителей энергокомпаний, является коммерческой тайной.
По мнению директора Центра восточноевропейских исследований Линаса Коялы, увеличение доли российского газа в литовском импорте свидетельствует о том, что в стране удалось создать рынок газа, в результате чего поставки “Газпрома” в Литву перестали быть инструментом политического влияния. Жигимантас Вайчюнас, министр энергетики Литвы, считает, что ситуация, когда в прошлом году большую часть необходимого ей газа Вильнюс приобрел у норвежской Statoil, а в этом году около половины купит у “Газпрома”, является подтверждением конкуренции на рынке.
Ярослав Неверович, министр энергетики Литвы в 2012-2014 годах, утверждает, что российский концерн пытается вернуть потерянные позиции. По мнению Неверовича, не исключено, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями новых усилий со стороны “Газпрома” в данном направлении – возможно, даже при помощи заключения долгосрочных контрактов.
Энергетическая безопасность и деньги
“Действия “Газпрома” – следствие того, что в мире ожидается рост предложения сжиженного газа, что может негативно сказаться на результатах российского концерна в тех странах, которым удалось диверсифицировать источники снабжения “голубым топливом”, – объясняет Неверович.
В свою очередь Войцех Якубик, аналитик из Польши и главный редактор сайта BiznesAlert, специализирующегося на вопросах энергетики, указывает, что “Газпром” предлагает газ на выгодных условиях, чтобы найти покупателей, для которых приоритет – цена, а не угроза попасть в зависимость от доставок из России. Якубик отмечает, что подобная стратегия нуждается в контроле со стороны литовского государства при помощи терминала СПГ.
“Доля российского газа на рынке увеличивается из-за того, что, насколько известно, корабль-терминал сжиженного природного газа (СПГ) в Клайпеде является рентабельным благодаря поддержке властей. Энергетическая безопасность зачастую становится второстепенной, вместо ее на первом плане появляются деньги. Это усугубляется тем, что “Газпром” проводит пиар-стратегию, нацеленную на сближение с клиентами в Евросоюзе”, – добавил Якубик.
Риски и угрозы
По мнению Ярослава Неверовича, вопрос полного использования мощностей терминала сжиженного газа в Клайпеде (сейчас он загружен примерно на 40%. – Ред.) является второстепенным, так как благодаря существованию терминала появилась возможность влиять на стоимость газа для всех потребителей в стране.
С этими доводом соглашается и Войцех Якубик, который констатирует, что хотя “Газпром” может частично восстановить свое влияние в Литве, полностью его вернуть не удастся, так как Вильнюс благодаря терминалу СПГ получил доступ к мировому рынку сжиженного газа.
Аналитик из Польши указывает на существование риска того, что кратковременные доходы благодаря покупкам больших объемов газа по выгодной цене у “Газпрома” смогут оказать влияние на дальнейшие шаги Литвы в сторону энергетической безопасности, в основе которой – полная независимость от российской энергополитики. С подобной угрозой, по мнению аналитика, могут справиться только решительные действия по диверсификации источников поставок энергоносителей.
Витольд Янчис