Мировая экономика на распутье
Самые последние данные о рынке труда в несельскохозяйственном секторе – в феврале было создано 295 тыс. новых рабочих мест, в то время как уровень безработицы снизился до 5,5% – должны убедить инвесторов в том, что экономика США находится в хорошем состоянии.
Однако статистика также вызывает тревогу о возможном приближении первого повышения Федеральным резервом (ФРС) процентной ставки. А как насчет глобальной экономики?
Имеется четыре аспекта, которые заставляют инвесторов оставаться предельно осторожными. Во-первых, направление политики центральных банков. ФРС, возможно, уже думает о повышении ставки, но большая часть центральных банков продолжают её снижать (недавно об этом объявили регуляторы Индии и Польши). Это, безусловно, не говорит о восстановлении глобальной экономики.
Во-вторых, доходность облигаций. Сегодня в еврозоне и Японии доходность по 10-летним облигациям находится на уровне 0,38%; США имеют самую высокую доходность среди членов G7 (2,2%). Можно, конечно, сказать, что процентами по облигациям манипулируют центральные банки, хотя ФРС и Банк Англии уменьшили или полностью отказались от количественного смягчения уже несколько месяцев назад.
Третьим и четвертым фактором являются цены на сырье и Балтийский фрахтовый индекс (отражающий общее количество грузовых судов, отправленных в течение суток). Оба показателя снизились в 2008-2009 гг. и недавно, причем Балтийский фрахтовый индекс резко обвалился (недавно он достиг 30-летнего минимума), отмечает британский журнал The Economist.
Между этими двумя индикаторами существует прямая связь. В конце концов, сырье тот продукт – громоздкий и непортящейся – который компании, как правило, перевозят морскими судами. Кроме того эти показатели зависят от баланса спроса и предложения.
Рынок сырья функционирует с некоторой задержкой – необходимо время для разработки новых нефтяных месторождений или строительства новых шахт – поэтому существует риск, что цены могут рухнуть к тому времени, когда продукция поступит на рынок.
Морское судоходство работает с еще большей задержкой, так как судовладельцы реагируют лишь на более высокий спрос на сырье. Новые заказы на морские перевозки увеличились более чем втрое в период между 2012 г. и 2013 г.
Между тем, возможно, не следует во всем винить предложение. Глава датской судоходной группы Maersk Йесс Содерберг фиксирует замедление глобальной торговли.
“Экономики Европы все ещё очень слабы. Бразилия, Россия и Китай – на эти три страны еще недавно приходилась значительная часть роста; сегодня они больше не имеют прежней динамики. Единственным ярким лучом остаются США, но даже экономика США далеко не в отличном состоянии”, – отмечает Содерберг.
Следует также быть предельно осторожным с интерпретацией движения Балтийского фрахтового индекса; его слишком большая волатильность в течение длительного периода времени не позволяет через него точно прогнозировать будущее глобальной экономики.
В каких-то ситуациях падение Балтийского фрахтового индекса можно считать хорошей новостью, отмечают некоторые эксперты. Однако обвал индекса редко означает экономический бум. Другим индикатором можно считать корейский экспорт, который в феврале упал на 3,3% по сравнению с прошлым годом (хотя здесь могли сыграть сезонные факторы).
Главный вопрос в том, сможет ли низкая цена на нефть и снижение процентной ставки стимулировать экономический рост или оба фактора являются лишь подтверждением ослабления. Для определения более точного диагноза нам необходима дополнительная статистика, в данном случае данные о ВВП I квартала в развивающихся экономиках, которые появятся в апреле.