Мировые автопроизводители волнуются за инвестиции вложенные в российский рынок, который начал сокращ
Причиной тому стал резкий подъем продаж автомобилей в России, последовавший за почти двукратным сокращением спроса на машины в послекризисном 2009 году.
Тогда продажи упали до 1,5 млн машин в год, а по результатам 2012 года количество реализованных автомобилей достигло 2,9 млн штук. Затем в первой половине 2013 года продажи сократились на 6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
По данным компании Boston Consulting Group (BCG), такие компании, как Ford, General Motors, BMW, Hyundai-Kia, Mazda, PSA, Renault-Nissan, Toyota и Volkswagen Group, заявили в последнее время о создании новых производственных мощностей в России или расширении существующих. Общая сумма этих проектов, по оценкам BCG, составляет €10 млрд до 2020 года.
Опрошенные изданием представители индустрии и эксперты утверждают, что спад рынка затронул самые популярные сегменты бюджетных автомобилей, а премиальные продажи, наоборот, возросли. Кроме того, производственных мощностей у компаний оказалось значительно больше, чем того требует ситуация, пишет издание.
Президент Volvo Russia Джон Стек проводит параллели с 2009 годом: рубль слабеет, ставки по кредитам растут, а компании пытаются реализовать оставшиеся после бума минувшего года автомобили с огромными скидками. Тем не менее, в BCG пока считают, что российский рынок сможет преодолеть трудности и стать пятым по величине в мире к 2020 году с объемом продаж в 4,4 млн машин.
Глава Ford Sollers Тед Каннис заявил изданию, что некоторые компании приостановили принятие важных решений, поскольку они более не могут смотреть в будущее с такой же уверенностью, как раньше.
Несмотря на это обстоятельство, западные автомобильные компании пока не намерены сокращать вложения в российское производство.
К примеру, компания Ford пока смотрит в будущее с оптимизмом и уверяет в громадном потенциале российского рынка — в компании ранее заявили о планах расширить производство кроссоверов в России, вероятнее всего, в надежде компенсировать сокращающийся спрос на хетчбэки и седаны Focus. Схожей позиции придерживается альянс Renault-Nissan, согласившийся вложить около €560 млн в производство автомобилей группы на “АвтоВАЗе” в Тольятти.
Особые надежды возлагаются на новую программу льготного кредитования, инициированную летом 2013 года российскими властями. За время действия предыдущей программы (в 2009–2011 годах) были реализованы около 490 тыс. новых машин. Теперь власти рассчитывают продать с помощью льготного кредита почти 500 тыс. машин за полтора года.
Стремление автомобильных компаний создать собственное производство в России продиктовано высокими пошлинами на импорт автомобилей, а также призванным заменить эти налоги утилизационным сбором, который начали взимать осенью 2012 года, вскоре после вступления России в ВТО. Действующие на территории России производители получили возможность избежать уплаты сбора в случае предоставления гарантий того, что выпущенные ими автомобили будут впоследствии утилизированы.
По мнению властей Евросоюза, такая позиция является дискриминационной по отношению к фирмам, не имеющим своих мощностей в России. От российских властей потребовали уравнять утилизационный сбор для всех, но власти страны не успели вовремя принять требуемый для этого законопроект, в результате чего Евросоюз обратился с жалобой в суд ВТО. Теперь документ, вводящий утилизационный сбор для всех автокомпаний на российском рынке, как ожидается, будет принят в конце 2013 года.