Нацбанк Казахстана планирует скупать все выпускаемое в стране золото в течение 2-3 лет
Нацбанк Казахстана, который с 1 января 2012 года получит право этой ссылке преимущественной покупки всего выпускаемого в стране золота, планирует пользоваться им в полном объеме в течение двух-трех лет, сообщил глава ведомства Григорий Марченко на пресс-конференции в среду в Алматы.
В августе Национальный банк сообщил, что в целях пополнения золотовалютных активов намерен в полном объеме осуществлять реализацию приоритетного права государства на приобретение аффинированного золота в слитках.
«При тех объемах производства, которые у нас в стране есть, 2-3 года мы совершенно спокойно сможем покупать полностью объем. Если в какой-то момент мы поймем, что золота у нас слишком много, тогда мы предложим этот порядок каким-то образом поменять», – сообщил Марченко.
Он пояснил, что в этом случае Нацбанк может перейти к практике выкупа лишь части выпускаемого золота, позволив производителям экспортировать драгметалл самостоятельно.
«Или мы сами часть золота на внешнем рынке из своего портфеля будем реализовывать. Это гораздо проще, тем более что более половины золота (из резервов Нацбанка) физически хранится за пределами страны», – сказал он.
Говоря о причинах, побудивших власти наделить Нацбанк преимущественным правом на покупку казахстанского золота, глава этого ведомства отметил непрозрачность схем экспорта золота из страны на протяжении нескольких последних лет, прошедших после либерализации рынка драгметаллов.
«Те схемы, которые были до сих пор, они вызывают слишком много вопросов (...). Та схема, которая будет действовать, она будет абсолютно прозрачная», – сказал глава Нацбанка, добавив, что это решение принято главой государства.
Марченко пояснил, что в последние годы из Казахстана вывозилось приблизительно по 30 тонн сплава «Доре», состоящего из золота, серебра и ряда других попутных металлов, включая платину.
«Из 30 тонн сплава «Доре» в среднем должно было получаться 20 тонн аффинированного золота. Получалось почему то 13-14 тонн и куда девалась платина и другие попутные металлы – это тоже очень философский вопрос», – иронически отметил Марченко.
Он также сообщил, что Нацбанк за свой счет создаст независимую лабораторию по контролю содержания золота и других металлов в сплаве «Доре», который будет производителями поставляться на казахстанские аффинажные заводы. По мнению Нацбанка, функционирование этой лаборатории сделает процесс выпуска и налогообложения аффинажного золота более прозрачным, а также исключит возможные взаимные претензии золотодобытчиков и аффинажных заводов.
«Тогда все будет понятно, открыто и никто не будет друг друга обвинять, что там есть какие-то возможные схемы укрывания какого-то объема золота или попутных металлов от налогообложения», – сказал глава Нацбанка.
По словам, Марченко для придания процессу максимальной прозрачности все золото будет выкупаться по одинаковому договору. Цена покупки золота будет договорной, в настоящее время заинтересованные стороны разрабатывают варианты ее установления.
Марченко сообщил, что существующие в Казахстане аффинажные заводы корпораций «Казахмыс» и «Казцинк» в настоящее время способны производить более 40 тонн аффинированного золота в год. В связи с этим он назвал планируемое строительство нового аффинажного производства в стране вопросом, требующим дополнительного обсуждения.
В сообщении Нацбанка отмечалось, что в результате введения этой практики отечественные производители золота, соответствующего как стандартам «London good delivery», так и казахстанским стандартам, «получают на ближайшие годы в лице Национального Банка Республики Казахстан гарантированного партнера – потребителя их продукции».
По состоянию на 1 сентября текущего года активы в золоте Национального банка (в составе золотовалютных резервов) оценивались в 3,953 миллиарда долларов (рост на 29,5% с начала года).