Немецкий бизнес из-за Трампа готовится к торговой войне с Америкой
Деловые круги Германии серьезно озабочены протекционистским курсом Дональда Трампа и ждут реальных проблем для немецких компаний. “Я рекомендую своим коллегам-предпринимателям: будьте бдительны”, – заявил в опубликованном в понедельник, 30 января, интервью газете Süddeutsche Zeitung Дитер Кемпф (Dieter Kempf), новый президент Федерального объединения немецкой промышленности (BDI) – головного объединения промышленников и предпринимателей ФРГ.
“Нам грозит торгово-экономическая война с Америкой”, – предупредил 29 января со страниц Frankfurter Allgemeine Sonntagszeitung глава Немецкого института экономических исследований (DIW) в Берлине Марсель Фрацшер (Marcel Fratzscher). А крупнейшая немецкая деловая газета Handelsblatt в минувшие выходные посвятила надвигающемуся конфликту многостраничное специальное приложение под общей шапкой: “Америка: друг, ставший чужим”.
Сигналом тревоги стали угрозы в адрес немецкого автопрома
Пока, правда, новая вашингтонская администрация никаких конкретных действий против немецких и в целом европейских фирм не предпринимала. Однако Дональд Трамп уже пошел на резкое обострение отношений с таким крупным торговым партнером США, как Мексика, и расторг соглашение о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП). Так что протекционистский и антиглобалистский курс нового американского президента сомнений не вызывает. К тому же он уже недвусмысленно высказывал угрозы в адрес Китая и Германии – двух стран, в сотрудничестве с которыми у Соединенных Штатов особенно большой дефицит внешнеторгового баланса.
Самое позднее с тех пор, как избранный президент США еще до вступления в должность в опубликованном 16 января интервью немецкой газете Bild и британской The Times обрушился с критикой на одну из ключевых отраслей немецкой экономики – автопром, деловые круги Германии активно бьют тревогу.
В том интервью Трамп пригрозил компании BMW, что обложит ее продукцию 35-процентной импортной пошлиной, если она построит фабрику в Мексике и оттуда будет поставлять автомобили на американский рынок. И посетовал, что на 5-й авеню в Нью-Йорке у каждого дома стоят “Мерседесы”, а вот в Германии “Шевроле” совсем не видно.
Немцы готовят аргументы и подумывают об исках
В многочисленных публикациях немецких СМИ, появившихся с тех пор, отмечается, что американская корпорация General Motors в 2013 году сама приняла решение прекратить продажи в Западной Европе марки Chevrolet, чтобы не создавать лишней конкуренции другому своему бренду – Opel. Указывается, также, что по дорогам ЕС и, в частности, Германии разъезжает довольно большое количество автомобилей другого американского автостроителя – Ford. А немецкие автоконцерны, в свою очередь, активно выпускают автомобили на своих заводах в США, создавая на американской территории многочисленные рабочие места, чего и требует Трамп.
Однако и эксперты, и представители бизнеса опасаются, что факты и рациональные аргументы в Вашингтоне не будут восприняты, а потому мысленно готовятся к худшему развитию событий – и просчитывают различные сценарии. Так, Дитер Кемпф в интервью Süddeutsche Zeitung напомнил, что вводить 35-процентные пошлины не позволяют правила ВТО: “Средние таможенные ставки, которые США могут ввести, составляют от 3 до 4 процентов”.
А что, если Дональд Трамп проигнорирует правила Всемирной торговой организации или, чего доброго, даже пойдет на разрыв с ней? “Тем самым он будет рубить сук, на котором сами же США и сидят, поскольку ни одна другая страна не использует столь интенсивно правила ВТО для защиты своих интересов”, – подчеркнул глава BDI. Газета Handelsblatt, в свою очередь, напомнила, что ЕС может подать против США иски в ВТО и, если выиграет соответствующие разбирательства, получит право вводить ответные пошлины на американскую продукцию.
У нас имеются различные возможности реагировать, напомнил на страницах Handelsblatt немецкий политик Манфред Вебер (Manfred Weber), возглавляющий крупнейшую в Европарламенте фракцию консерваторов: “Мы можем задать много разных вопросов, например: а сколько вообще налогов платят в Европе американские фирмы? Или: если концерн из США зарабатывает в Европе так много денег, почему он создает рабочие места не у нас, а в основном в Калифорнии?”
Китай как поборник свободной торговли и новый ключевой партнер?
Но все это, констатирует издание, привело бы к той самой торговой войне, которой никто в Европе не хочет и все боятся. Однако “речь идет ведь и о том, чтобы показать Трампу: его власть не безгранична, а его политика в конечном счете вредит экономическим интересам его собственной страны”.
В этом назревающем противостоянии с США Германии и Евросоюзу в целом понадобятся мощные союзники, и представитель немецкого большого бизнеса Дитер Кемпф прямо называет Китай. Ссылаясь на речь, произнесенную председателем КНР Си Цзиньпином в середине января на Всемирном экономическом форуме в Давосе, президент BDI отметил: “Одна великая держава неожиданно отрекается от свободной торговли, другая ее вовсю рекламирует”.
Но можно ли доверять Пекину, который до сих пор ведь тоже был скорее приверженцем протекционизма и в последнее время в основном скупает в одностороннем порядке высокотехнологичные немецкие фирмы? “Китай хочет и должен осилить дигитализацию экономики, чтобы перестать быть просто производственным цехом. А это он сможет только с немецкой технологией”, – убежден Дитер Кемпф. Если КНР, в свою очередь, разрешит немецким и европейским фирмам становиться полноправными владельцами китайских компаний, то откроются совершенно новые перспективы сотрудничества.
Сделать в складывающейся новой обстановке ставку на Китай в эфире радиостанции Deutschlandfunk предложил 30 января и профессор Михаэль Хютер (Michael Hüther), глава Института немецкой экономики (IW) в Кельне: “Германия – предсказуемый и справедливый партнер, а Китаю именно такой и нужен. Германия и Европа могли бы стать важнейшим партнером Китая”.
Андрей Гурков