Немецкий эксперт: Автомобиль выходит из моды
Автомобиль долгие годы был в Германии символом статуса и достатка, давал чувство свободы и независимости. А потому, едва достигнув совершеннолетия, среднестатистический немец всегда стремился получить права и купить машину. На этом строилась и реклама автоконцернов. "Они всегда исходили из того, что отношение немца к автомобилю определяется какой-то биологической программой, вроде чувства голода", - шутит Штефан Братцель, руководитель научного центра в Бергиш-Гладбахе, исследующего автомобильный рынок.
Однако в конце 1990-х стало ясно, что ситуация принципиально изменилась, но автостроители этого не поняли или не заметили. Обнаружилось это при появлении Mercedes A-Klasse. Он был задуман как молодежный автомобиль, но одновременно вводящий человека в мир дорогих автомобилей "высшего" класса. Тем не менее, ни при появлении, ни позже Mercedes A-Klasse молодых людей не заинтересовал. На нем ездят люди в основном пожилые, напоминает Братцель.
Более того треть молодежи в Германии вообще автомобилями не интересуется и не связывает с ними понятие "стиль жизни". "Это не тот продукт, который вызывает у молодежи должную эмоциональную реакцию".
Если в 1988 году молодые люди в возрасте 18-29 лет составляли 16,4 процента покупателей новых машин, то сейчас на десять процентов меньше. Еще показательнее данные о получении водительских прав. В 1998 году их получили 89 процентов молодых людей в возрасте 18-25 лет, сейчас - лишь 75 процентов.
Роль, которую в жизни молодежи в 80-х - начале 90-х играл автомобиль, сейчас занимают iPhone и iPad, социальные сети. Пользоваться Facebook теперь важнее, чем иметь автомобиль, доказывает Братцель: общаться с друзьями в сети стало интереснее, чем ездить к ним на машине. К тому же все виды общественного транспорта стали ощутимо лучше, чем прежде. А найти место для парковки значительно сложнее, автобаны и городские улицы постоянно забиты. Важно и то, что цены на новые машины сильно выросли, по сравнению с прежними, еще сравнительно недавними временами.
Эти тенденции заставляют профессора Братцеля всерьез задуматься о дальнейшем развитии автоиндустрии. Если в молодости автомобили не представляют интереса для большой группы молодых людей, то, как понять, заинтересует ли он их в более зрелом возрасте? Это большая проблема для автопрома: как будут в ближайшие годы продаваться машины, ведь мы готовы выкладывать большие деньги только за вещи, которые нам важны и интересны. Необходимо думать о том, как сделать автомобиль интереснее для потребителей, иначе он и вся отрасль могут оказаться невостребованными.
Перспективными в этом смысле считаются различные варианты проката, нередко организуемого фирмами-автопроизводителями. Наиболее популярен в Германии carsharing. При этом вы становитесь членом клуба, дающим за сравнительно небольшую плату возможность использовать автомобиль, когда он действительно нужен. Правда, постоянное пользование машиной тогда себя не окупает. Однако главная цель фирм-организаторов при этом не сам прокат, а "приручение" пользователя. Машина должна ему так понравиться, чтобы он захотел ее купить. На этом принципе в Берлине уже почти год действует система "Mu by Peugeot", а на юге Германии система "car2go", предоставляющая машины Smart.
Но Штефан Братцель не склонен драматизировать тенденции развития на авторынке и считает, что все еще может измениться. Например, по его словам, бурное развитие мобильного интернета, позволяющего вам дешево и легко общаться с кем угодно в пути, поможет вернуть часть немецкой молодежи в автомобили.