Пенсионеры тормозят Германию
Экономисты спорят о будущем Германии: одни прочат ей «золотое десятилетие», другие предрекают перемены к худшему. Многое зависит от того, кто будет работать на производстве: нация стареет, а качество и продолжительность жизни улучшаются. Поэтому скоро немецким пенсионерам, возможно, придется возвращаться за станки — хотя бы для того, чтобы передать знания молодежи.
Ситуация в Германии сейчас едва ли может быть лучше: экономика растет, безработица снижается, уменьшается объем бюджетного дефицита, а национальная команда выигрывает в финале чемпионата мира по футболу, сообщает Spiegel. Главный экономист швейцарского института Prognos Михаэль Бемер уверен: «Германия имеет прекрасные шансы на выдающееся десятилетие».
«Золотые двадцатые» — так озаглавлена статья Handelsblatt с отчетом об этом исследовании. Бемер с коллегами подсчитали, что примерно с 2020 года немецкая экономика будет расти ежегодно в среднем на 1,5% — на 0,3% больше, чем в нынешнем десятилетии. По словам Бемера, европейские соседи Германии все еще борются с кризисом, что сдерживает экономический рост страны. К 2020 году почти все государства ЕС должны выйти на предкризисный уровень, после чего улучшится и инвестиционная динамика — с ощутимым эффектом для Германии.
Однако другие эксперты не так оптимистичны, как их коллеги из Prognos. Немецкий институт экономических исследований (DIW) в своем исследовании указывает на низкие инвестиции. Рост должен оставаться постоянным, и для этого, сообщают берлинские исследователи, год за годом в ФРГ в новые фабрики, машины, дороги и прочую инфраструктуру необходимо вкладывать примерно на €100 млрд больше, чем сейчас. «Если этого не произойдет, Германии предстоит не золотое, а тощее десятилетие, — предвещает глава DIW Марсель Фратцшер. — Инвестиции должны стать предпосылкой экономического прогресса». Если их не будет, можно рассчитывать на «стагнацию или фазу очень низкого роста, как в Японии в последние два десятилетия».
Более мрачно оценивает экономические перспективы Германии и Boston Consulting Group (BCG), но по другим причинам.
Эксперты указывают на дефицит кадров, который в будущем резко обострится из-за продолжающегося старения населения Германии. Уже с 2015 года это, если условия не изменятся, неизбежно станет подавлять и без того низкие темпы роста. По прогнозу BCG, к концу следующего десятилетия страна ощутит нехватку не менее чем 10 млн работников.
С этим, конечно, можно и нужно что-то сделать — в этом оптимисты и пессимисты сходятся. Если форсировать иммиграцию и привлечь на рынок труда больше женщин и пожилых людей, можно в долгосрочной перспективе компенсировать до 95% нынешнего объема рабочей силы, считает Бемер. Тогда Германия вряд ли сможет быть локомотивом роста, но все же останется одной из наиболее сильных экономик мира.
DIW тоже видит возможность позитивного исхода, но только при условии серьезных изменений во внутренней политике Германии. Последние решения, такие как выход на пенсию в 63 года и увеличение государственных отчислений в фонды, выплачивающие пособия престарелым, Фратцшер считает не слишком полезными. Он предупреждает, что таким образом еще больше средств будет потрачено на потребление, а не на инвестирование.
Кроме того, эксперты из бундестага подозревают, что закон о пенсии с 63 противоречит конституции. Речь идет о проблеме зачета в 45-летний стаж двухлетнего периода безработицы перед выходом на пенсию. Тонкость — в разнице между увольнением по банкротству (или ликвидации работодателя) и по расторжению договора. По мнению парламентариев, несправедливо, когда уволенный, то есть потерявший работу недобровольно, оказывается менее защищен, тем тот, чей работодатель обанкротился.
Сейчас закон ограничивает учет безработного стажа (в последние два года) только случаями банкротства и ликвидации, потому что министерство труда во главе с Андреа Налес (СДПГ) хотело предотвратить ситуации, при которых имеющие право на пенсию с 63 лет договаривались бы с работодателями о преждевременном увольнении и начинали объявлять себя безработными. Экспертное заключение подготовил эксперт по пенсионным вопросам от «зеленых» Маркус Курт. Он полагает, что закон скоро окажется в Социальном суде, а потом и в Федеральном конституционном. Но самостоятельно отправить закон в Карлсруэ (где расположен Федеральный конституционный суд ФРГ) «зеленые» не могут, потому что им даже при поддержке левых не хватит для этого голосов.
Несмотря на все сомнения экспертов, население Германии, что неудивительно, принимает закон хорошо. Уже в первую неделю после вступления в силу нового закона заявления написали 50 тыс. человек. Пока что правительство рассчитывает на то, что в ближайшие 12 месяцев заявления на «пенсию-63» напишут 240 тыс. человек. В предыдущие годы также была возможность прекратить работать раньше (в 2013 году этим воспользовались 30% пенсионеров), но при этом было необходимо уплатить остаток обязательных страховых взносов, сейчас же можно стать пенсионером без лишних трат. По ожиданиям правительства, 180 тыс. выйдут по старому закону, а 60 тыс. — по новому, о 45-летнем стаже.
Стоит отметить, что с 1960 года период получения пенсии в Германии увеличился практически вдвое, и это при том, что возможности досрочного выхода на пенсию шаг за шагом ограничивались. Так, умершие в 2013 году женщины получали пенсию в среднем в течение 21,5 года. В 1980 году этот показатель составлял 13,8 года, в 1960 году — 10,6 года. Для мужчин — 17, 11 и 9,6 года соответственно. Эти данные были оглашены в среду на пресс-встрече Немецкого союза пенсионного страхования. По оценкам статистиков, продолжительность жизни будет увеличиваться и дальше: в 2060 году женщины переживут свой 65-й день рождения на 25,5 года, мужчины — на 22,3 года.
Кроме того, 55% руководителей отделов по найму персонала немецких предприятий ждут, что в ближайшие два года сотрудники чаще, чем раньше, будут уходить на пенсию. Это следует из опроса, проведенного мюнхенским Ifo-институтом и кадровым агентством Randstad среди примерно тысячи сотрудников, ответственных за набор персонала. Данные опроса различаются в зависимости от отрасли, больше всего увеличение числа пенсионеров беспокоит руководство предприятий обрабатывающей промышленности — 66%.
Чуть менее половины опрошенных (42%) думают, что потеря персонала пройдет без проблем. Однако 41% ожидают дефицита квалифицированных сотрудников и проблем с их замещением. Многие менеджеры по персоналу считают главной проблемой нового закона «потерю носителей знаний и специалистов». Для того чтобы передать знания более молодым работникам, теперь может не хватить времени.
Но некоторые признают и позитивные стороны нового закона для своих предприятий — «обновится возрастная структура». Кроме того, можно будет удобным способом отчасти заменить высокооплачиваемых сотрудников. Опрос проводился в рамках квартального исследования Flexindex, с помощью которого оценивается, как немецкие предприятия применяют инструменты повышения гибкости производственных процессов.
Иделия Айзятулова