Перспективы Греции после выхода из еврозоны
Первое предложение текста Римского договора 1957 г. – учредительного документа о том, что в конечном итоге стало Европейским союзом, – призывало “к непрерывному сближению между народами Европы”.
Однако недавно этот идеал оказался под угрозой, подрываемый собственной политической элитой, которая приняла общую валюту, при этом полностью пренебрегая стоящими за ней линиями разлома.
Сегодня эти трещины увеличились до опасных размеров под влиянием бесконечного греческого кризиса. И самые большие из них прошли между Грецией и Международным валютным фондом. Когда в 2010 г. разразился кризис евро, европейские чиновники поняли, что у них нет необходимого опыта, чтобы справиться с угрозой суверенных дефолтов и потенциального распада валютного союза. Для должностных лиц ЕС избежание коллапса еврозоны стало главным политическим императивом, и поэтому они обратились за помощью к МВФ.
Как отмечает профессор Лондонского университета Бриджит Гранвиль в своей на project Syndicate, беспорядочность вмешательства МВФ является свидетельством того, насколько серьезными были и остаются проблемы еврозоны.
Профессор Лондонского университета Бриджит Гранвиль:
“Во-первых, согласно статьям устава МВФ его вмешательство допустимо только для взаимодействия с юридическими лицами, которые полностью отвечают за полученную помощь: то есть с “казначейством, центральным банком, стабилизационным фондом или другим подобным финансовым агентством” страны-члена. Однако учреждения, с которыми МВФ работает в еврозоне, больше не отвечают за макроэкономическое управление своей страной; эта власть находится в руках Европейского центрального банка. В случае с кредитованием Греции, это как если бы фонд одолжил бы денег субнациональному органу, например провинциальной или городской власти, при этом не настаивая на гарантии возврата от национальных органов власти.
Другой проблемой являются сами масштабы деятельности фонда. Размер греческого долга неизбежно влечет за собой кредитование масштабов, значительно превышающих те объемы, на которые могут рассчитывать другие страны. “Исключительный доступ” к ресурсам МВФ, выданный Греции в 2010 г., был установлен на “совокупном лимите в 600%” от квоты страны в МВФ, меры финансовых обязательств страны перед МВФ. Вместо этого в апреле 2013 г. совокупное финансирование было запрограммировано на достижение своего пика на отметке 3212% от греческой квоты.
Причиной, по которой МВФ был вынужден взять на себя такие обязательства, был первоначальный отказ Европы от рассмотрения сокращения долга Греции, вызванный страхом властей перед тем, что финансовый кризис прорвется через брандмауэр банковской системы еврозоны. Это решение привело к неопределенности в отношении способности валютного союза справиться с кризисом и усугублению спада в греческом производстве. Когда в 2012 г. наконец было достигнуто соглашение по реструктуризации долга, это создало окно для частных кредиторов, позволившее уменьшить их уязвимость, переложив остаточные претензии на налогоплательщиков.
Изначально МВФ занял официальное положение, гласящее, что греческий долг является устойчивым. Однако сотрудники МВФ считали иначе. В 2013 г. фонд признал, что его аналитики знали о неустойчивости греческого долга, однако решили следовать первоначальной программе, “опасаясь, что внешние эффекты, связанные с Грецией, будут угрожать еврозоне и мировой экономике”.
Кроме того, с ноября 2010 г. по апрель 2013 г. МВФ пересмотрел свой прогноз о номинальном ВВП Греции в 2014 г. в сторону понижения на 27%. Это поставило под сомнение прозрачность и подотчетность прогнозов фонда об устойчивости долгов. И эта информация шокирует, ведь из нее следует, что МВФ не смог предоставить достоверную основу для корректировки, которую должна была выполнить Греция.
Этот фон дает важный контекст для продолжающихся переговоров, поскольку он показывает, что целью спасения Греции было не восстановление процветания жителей страны, а спасение еврозоны. Учитывая это, новое греческое правительство имеет все основания ставить под сомнение условия, поставленные перед страной.
Соглашения, принятые предыдущей администрацией, несомненно, сократили спектр политических действий, доступных для нового правительства, особенно в отношении сокращения долга, что потребовало бы одностороннего объявления дефолта и выхода из еврозоны. Однако демократически избранное правительство не должно быть связано обязательствами своих предшественников, и это вдвойне верно после выборов, которые, по сути, были референдумом по поводу этих политических решений.
Ультиматумы от никем не избранных учреждений, которые скомпрометировали собственную легитимность, разогрели антисоюзные настроения по всему континенту. Самым страшным результатом текущих переговоров будет требование погашения текущих кредитных обязательств в обмен на некоторые небольшие уступки. Такой результат приведет к дальнейшему росту поддержки партий и движений в других странах, выступающих за выход из ЕС, и приведет к потере возможного решения как для Европы, так и для самой Греции.
Этим решением является дефолт и выход из еврозоны, что позволит Греции начать исправлять прошлые ошибки и выводить свою экономику на путь восстановления и устойчивого роста. И в этот момент ЕС нужно последовать этому примеру и разрешить вопрос о валютном союзе, а также обеспечить сокращение задолженности для наиболее проблемных экономик. Только таким образом можно реализовать основополагающие идеалы ЕС”.