Структурные проблемы биржевых фондов ETF могут уничтожить весь рынок
Глава BlackRock, одной из крупнейших инвестиционных компаний мира, Ларри Финк заявил, что у биржевых фондов ETF, работающих с плечом, есть серьезные структурные проблемы, способные разрушить целую индустрию.
Компания Финка имеет в управлении около $4 трлн клиентских средств, при этом порядка $1 трлн из них – это ETF. Как и в случае с другими инструментами, ETF используют заемные средства для увеличения отдачи от вложений.
“Мы никогда не имели дела с ними”, – сказал Финк на инвестиционной конференции Deutsche Bank в Нью-Йорке.
ETF
Биржевые фонды – это фонды, паи которых обращаются на бирже, но повторяют динамику базового актива. Иными словами, если ETF отслеживает, например, динамику какого-нибудь индекса, то и движение акций биржевого фонда будет повторять динамику самого индекса. Если же фонд работает с плечом, например вторым, то динамика ETF в два раза превосходит динамику базового актива. Есть, к примеру, фонд Proshares Ultrashort 20+ Year Treasury, который направлен на понижение двадцатилетних облигаций Казначейства США со вторым плечом. Таким образом, если облигации растут на 1%, то вы теряете 2%. И наоборот.
Он также повторил приведенную выше фразу: “У них есть структурные проблемы, которые могут в один прекрасный день взорвать всю индустрию”.
Финк уверен, что регуляторы должны сосредоточиться на составе финансовых продуктов. Если они хотят, чтобы рынок был безопасным, нужно установить определенный стандарт продуктов, считает Финк.
ETF с плечом, в принципе, разрешены, но сотрудники из Комиссии по ценным бумагам и биржам США выступили с предупреждением о рисках в этих инструментах.
Регуляторы отмечают, что индивидуальные инвесторы попросту не понимают, что эти инвестиционные продукты ориентированы на получение дохода от инвестиций в течение дня, а не в долгосрочной перспективе.
В частности, SEC приводит пример из жизни, где неназванный ETF со вторым плечом отслеживал динамику индекса, который за один только день упал на 6%. То есть потери инвестора за один только день составили 12%.
МЕХАНИКА “БОЛЬШОГО ВЗРЫВА”
Более подробно расскажем о том, почему Ларри Финк так беспокоится о маржинальных ETF. Инвесторы хотят заработать на среднесрочном движении и делают ставку. Используя леверидж, он рассчитывает увеличить свой доход. Самый наглядный пример – период с середины прошлого года по I квартал этого года. Подавляющее большинство игроков ожидали повышения ставки со стороны ФРС и ставили на рост доходностей облигаций. Иными словами, покупали ETF c плечом на понижение стоимости бондов. Но все они оказались не у дел. Мало того, что ставка не сыграла, так потери еще и увеличились за счет заемных средств. Вывод таков: использовать такие инструменты можно только для краткосрочных операций, иначе потери будут просто колоссальными. Статистика гласит, что за последние 5 лет простые вложения в долгосрочные трежерис принесли 24%. Если инвестор купил бы ETF, повторяющий динамику облигаций с 2-м плечом, получил бы 48%. Однако, если инвестор все это время ставил бы на повышение ставки ФРС и купил бы Proshares Ultrashort 20+ Year Treasury, то есть фонд, который с плечом играет на понижение стоимости бондов, то убыток инвестора составил бы за этот период времени 69%.
Поскольку на рынке активное участие в торговле ETF принимают не только индивидуальные инвесторы, но и более крупные, например хедж-фонды, то и влияние от внезапных крупных потерь может серьезно повлиять на рынок.