The Economist: у мировой экономики глобальные проблемы

Уровень безработицы в Америке за сентябрь упал ниже 6%. Экономика Британии, где производство выросло до 3,2% по показателям на июнь этого года, растет быстрее, чем у любой другой крупной богатой страны. Банкиры центрабанка считают дни то того момента, когда смогут повысить процентные ставки, — пишет The Economist.

В сущности, во всех прочих странах новости мрачные и становятся мрачней. Зона евро, вторая по величине в мире экономическая зона, кажется, съезжает с позиций слабого восстановления обратно в откровенную рецессию, а Германия катится к обочине. Шокирующе слабые показатели объемов промышленного производства и экспорта означают, что ВВП Германии скорее всего покажет сокращение второй квартал подряд — это популярное определение рецессии. Япония, третья по величине экономика мира, также может оказаться на краю падения, поскольку апрельское увеличение налога на потребление более негативно влияет на расходы, чем ожидалось. Экономики России и Бразилии стагнируют, в лучшем случае. Даже в Китае, все еще растущем подозрительно гладкими темпами в 7,5% в год, есть опасения по поводу коллапса в сфере недвижимости, кредитного пузыря и падения показателей производства.

Настолько неравномерная мировая экономика вряд ли будет стабильной. Либо ослабление за рамками англо-саксонского мира окажется временным, либо это вспугнет финансовые рынки и омрачит прогнозы повсюду. Общепринятая точка зрения предполагает, что глобальный рост усилится в 2015 году, когда американский всплеск подтянет другие места, и что нынешнее повсеместное ослабление окажется временным. МВФ считает, что глобальный рост достигнет 3.8% в следующем году. Однако данное издание больше беспокоится по поводу двух вещей. Во-первых, нынешнее ослабление, особенно в зоне евро, может длиться дольше, чем ожидают инвесторы; во-вторых, неравномерный рост может сам по себе провоцировать дестабилизационное смещение, в частности по доллару.

Опасаясь худшего

Зона евро оказалась в намного большем беспорядке, чем предполагают основные показатели, поскольку долгое время ее рост выравнивался благодаря Германии. Италия находится в рецессии два года; экономика Франции стагнирует месяцами. Сейчас, когда Германия оказалась в беде, шансы на дефляционную спираль в японском стиле резко возросли. Законодатели Германии продолжают упрямо противиться стимулам, которых требует еврозона. И хотя их собственная экономика зашла в тупик, они намерены сбалансировать бюджет в 2015 году. Они хотят заставить Францию снизить свой дефицит, демонстрируют слабый интерес в схеме общеевропейских инвестиций, и их противодействие объясняет, почему ЕЦБ так тянет со схемой покупки облигаций для борьбы с дефляцией. Количественное смягчение, ожидаемое рынками, отложено на месяцы, если и вовсе произойдет.

Перспективы еврозоны мрачнейшие, но другие слабые игроки также очень далеки от восстановления. В Японии, например, экономика готовится к удару со стороны очередного увеличения налога на потребление в октябре 2015 года. С учетом падения цен на сырье и замедления Китая, трудно представить, как развивающиеся экономики смогут ускориться, даже если Америка растет.

Оптимисты считают, что более сильный доллар — простой путь экспорта американского оздоровления в другие места; но и это более сложно, чем кажется на первый взгляд. Американский доллар, конечно, на подъеме, подогреваемый быстрым ростом и перспективами ужесточения монетарной политики ФРС. С торгово-взвешенной позиции, с июля он вырос на 6,3%, и находится на шестилетнем пике против йены и двухлетнем пике против евро. Все указывает на то, что он будет расти дальше: долларовые всплески обычно растягиваются на несколько лет.

Это должно стать хорошей новостью для слабых стран: их экспортеры станут более конкурентоспособными, а более дорогой импорт предотвратит дефляцию. Но это также может содержать риски. У валют есть тенденция перерастать. Компании и правительства, которые позаимствовали в долларах в последние несколько лет, будут вынуждены платить больше. Долларовые заимствования компаний с развивающихся рынков критически выросли с 2008 года, по оценкам, до 70% от общего количества выпущенных облигаций. И временный импульс более дешевой валюты может дать таким, как Франция, Италия и Бразилия (и все в больше степени Германия), дополнительный предлог, чтобы отложить структурные реформы.

Рецепт для слабаков прост: вылечите себя сами. Вместо того чтобы ждать, пока Америка решит их проблемы, отстающие должны воспринимать нынешнюю волну дурных новостей в качестве звонка будильника. ЕЦБ должен тотчас же начать покупку облигаций. Японское правительство должно отложить повышение налога на потребление пока не восстановится экономика. Страны, которые могут себе это позволить, в частности Германия, должны инвестировать в инфраструктуру. Даже Америка и Великобритания должны быть осторожными, особенно в вопросе слишком быстрого ужесточения монетарной политики. Многое может пойти неверно — и им вряд ли бы захотелось быть затянутыми в ту чащу вновь.