Турция забрала у "Газпрома" его крупнейшего трейдера

Турция забрала у "Газпрома" его крупнейшего трейдера

Доли российских “Газпрома” и Газпромбанка в капитале крупнейшего частного импортера российского газа в Турцию Akfel Holding де-факто были национализированы.

Об этом сообщает российский “КоммерсантЪ” со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией.
Издание отмечает, что власти Турции взяли под контроль и сменили совет директоров Akfel Holding, об этом сообщалось еще 6 декабря, однако на тот момент статус российских инвестиций был непонятен.

“Теперь, по словам источников, близких к акционерам Akfel, турецкий Фонд страхования вкладов (TMSF) неформально сообщил им, что “выполняет функции акционеров”. В “Газпроме” и Akfel отказались от комментариев, в TMSF не ответил на запрос “Ъ”, – отмечает издание.

Добавим, что самыми структурами Akfel Holding является Akfel Gas (контракт с “Газпромом” на 2,25 млрд кубометров газа в год), Avrasia (0,5 млрд) и Enerco (2,5 млрд).

В последних двух компаниях 60% владеет СП Akfel и Газпромбанка. Остальные 40% в Enerco принадлежат австрийской OMV. У группы “Газпром” является также миноритарный пакет в Akfel Holding.

Кроме того, у “Газпрома” опцион на приобретение 50% в Akfel Gas, но операция, начатая в 2014 году, не закрыто из-за отсутствия одобрения турецкого регулятора.

“В целом на компании группы Akfel приходится 55% в портфеле поставок “Газпрома” частным турецким импортерам и примерно 20% от всех поставок российского газа в Турцию”, – отмечает “КоммерсантЪ”.

По подсчетам издания годовая выручка от газового бизнеса может составлять 400-500 млн долл., однако группа не раскрывает финансовые показатели.

Издание также сообщает, что турецкая власть полностью сменила совет директоров Akfel Holding еще 2 декабря. Тогда в состав совета директоров представители TMSF и консультанты.

“Это стало возможным благодаря чрезвычайному декрету №674, принятом после июльской попытки государственного переворота в Турции. Документ позволяет властям “брать под контроль” компании, которые обвинены или даже только подозреваемых в финансировании организации Фетхуллаха Гюлена (признана в Турции террористической). Жертвами декрета уже стали около 1,2 тыс. турецких компаний”.