Валютные войны: Доллар устал
Несмотря на явное раздражение большинства членов "большой двадцатки", федеральная резервная система США одобрила вторую после начала кризиса программу количественного смягчения, т. е. выкупа на свой баланс облигаций Минфина.
Это эмиссионное финансирование правительственных расходов. Американские финансисты хорошо понимают, что дальнейшее увеличение бюджетного дефицита создает серьезные риски перспективам устойчивого роста экономики.
Профессора из ФРС уже давно учат студентов тому, что структурные проблемы денежной эмиссией не решаются. В краткосрочном плане расходы публичного сектора поддерживают ослабший в кризис внутренний спрос, что важно, так как от состояния спроса зависит уровень и динамика американского ВВП. Однако поддержка работает до тех пор, пока ФРС финансирует расходы. Внутренний кредит - двигатель американского потребления до кризиса - пока стагнирует, как это было и в период реализации первой программы количественного смягчения. Веры в способность закредитованных домашних хозяйств США обслуживать долг нет ни у банков, ни у самих граждан. По всей видимости, должно произойти сокращение задолженности семей до некого внушающего доверие уровня. Так что процесс снижения долгового бремени будет происходить, несмотря на действия ФРС.
Мотивы второго этапа количественного смягчения, очевидно, иные. Денежная эмиссия не вызывает инфляции цен в США, так как эмитированные доллары утекают в страны с высокой нормой сбережения, накапливающие их в резервах центральных банков. Поэтому, если, стремясь к сохранению экспорта, Китай и некоторые другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона продолжат препятствовать укреплению их валют против доллара, ФРС накажет их инфляцией и перегревом на местных финансовых рынках. Если же из-за опасений перегрева и инфляции власти этих стран согласятся с укреплением их национальных валют, то экспорт азиатских товаров в США сократится, а номинированные в долларах резервы центральных банков окажутся под угрозой инфляции долларовых цен, что опять же нанесет ущерб экономикам азиатских стран. Поэтому действия США можно рассматривать как попытку подтолкнуть власти Китая к более решительным шагам по темпам ревальвации юаня и принятию на себя существенной части мировых проблем.
США свой ход сделали. А что на стороне Китая и других развивающихся стран? Переориентация части производственных мощностей Китая на внутренний рынок требует повышения доходов китайских семей. Как только китайские власти начнут проводить соответствующую политику, фактор низкой стоимости рабочей силы в этой стране перестанет работать, страна во многом утратит инвестиционную привлекательность. Темпы роста существенно сократятся, чего китайские власти бояться как огня. По этой причине китайские власти вряд ли пойдут на быстрые изменения, выказывая США все большее недовольство действиям ФРС. Единственно возможное соглашение, которое здесь просматривается, заключается в размене ускорения темпов укрепления юаня на сокращение аппетитов ФРС по продвижению программы количественного смягчения.
Поэтому в дальнейшем мы вправе ожидать медленного роста юаня и других валют развивающихся стран к доллару, а также поступления на мировые рынки дополнительной ликвидности от ФРС в рамках программы количественного смягчения и, конечно, постоянных взаимных упреков. Никто не хочет платить за ланч, который съели еще до кризиса.
Тем не менее логику развития кризиса нельзя остановить. США продолжат попытки заместить частный долг государственным, пока последний не покажет признаков жизни. Вложения в облигации минфина США как инструмент инвестирования резервов с большей вероятностью станут более рискованными, а сами облигации могут потерять статус эталонного долга, что является неотъемлемым атрибутом резервной валюты. Одним из конструктивных выходов, способных изменить скатывание к этому сценарию, могло бы быть разрешение странам - бенефициарам эмиссии ФРС использовать резервы для покупки производственных активов в США, т. е. направить приток капитала в производительный сектор экономики. Но на это тоже вряд ли можно рассчитывать.
Развитие событий будет периодически возвращать нас к вопросу об альтернативе доллару как резервной валюте. Понятно, что резервной валютой может быть только денежная единица достаточно крупной, диверсифицированной и конкурентоспособной экономики, правительство которой доказало способность проводить ответственную денежно-кредитную политику. Только такая страна может эмитировать эталонный долг, служащий высококачественным объектом инвестирования резервов. Ответственность страны, эмитирующей резервную валюту, заключается в способности учитывать в проводимой политике риски мировой, а не только собственной экономики и воздерживаться от чрезмерного использования статуса резервной валюты для решения внутренних проблем. Согласитесь, что трудно представить себе столь мудрого и ответственного суверена, когда речь идет о жесткой экономической и политической конкуренции в мире, а взаимное экономическое положение стран подвержено изменениям. По этой причине в природе нет такой валюты, которая оставалась бы резервной вечно.
Если же вернуться к текущей ситуации, то на сегодняшний день сформулированным выше критериям скорее отвечает Германия, но она находится в зоне евро. Евросоюз в целом имеет диверсифицированную и конкурентоспособную экономику, приемлемый уровень публичного долга, а также шансы решить проблему чрезмерного долгового навеса в четырех периферийных странах союза, поэтому именно в перспективе евро в возрастающей мере будет использоваться как резервная денежная единица, хотят того в Брюсселе или нет.
Процесс укрепления валют развивающихся экономик к доллару было бы весьма разумным координировать, чтобы не создавать перекосов во взаимной внешней торговле. В этом случае процесс девальвации доллара был бы более спокойно воспринят экономиками этих стран. В любом случае пришло время дать передышку доллару, он устал играть слишком ответственную роль мировой резервной валюты.
Можно также надеяться, что этот урок будет усвоен развивающимися экономиками, для которых накопление резервов и занижение курса были инструментом завоевания мировых товарных рынков. Создание резервов должно служить лишь для поддержания ликвидности внешнеторговых рынков. Для этого запасы в триллионы долларов не нужны. Государствам, которые накопили триллионные резервы, надо признаться себе, что они создали эти резервы для того, чтобы заполучить больше чужих рынков для сбыта своих товаров, и теперь вынуждены расплачиваться за это падением темпов роста и серьезными внутренними экономическими проблемами.
Олег Вьюгин
По материалам Ведомости