Война с бедностью: как в мире борются с нищетой
Бедность и попытки ей противостоять сопровождают человеческое общество с самой зари истории. Уже в древнейших государствах, расположенных на территории Месопотамии, в III тысячелетии до нашей эры были законы, запрещающие богатым притеснять бедных и требовавшие оказывать помощь тем, кого сегодня называют социально незащищенными слоями общества — вдовам, сиротам, немощным.
Одной из важнейших функций государств Древнего Востока было координирование общественных усилий и ресурсов для предотвращения в неурожайные годы массового голода среди бедняков. Для этого создавались механизмы накопления запасов зерна из относительных излишков. Это позволяло в неудачные годы либо сохранять цены на доступном для бедняков уровне, либо даже организовывать адресную помощь малоимущим. Цари, жрецы и знать занимались и тем, что ныне называют филантропией: от своих богатств жертвовали беднейшим на еду и одежду.
Отношения с бедностью человечество донесло и до наших дней. Но с развитием цивилизации точечная помощь и пожертвования трансформировались в государственные программы и общественные инициативы.
ТАКАЯ РАЗНАЯ НИЩЕТА
Одно дело, когда “я бедный человек” говорит индиец или житель одной из стран Центральной Африки. И совсем иначе эта фраза звучит в устах немца или, например, бельгийца. Поэтому есть смысл говорить о том, что бедность бывает разной.
АБСОЛЮТНО. Есть так называемая концепция абсолютной бедности, которая отталкивается от понятия черты бедности. Если ваш уровень дохода (или потребления) оказался ниже этого уровня, вы считаетесь бедным.
Черта бедности может быть национальной или международной. В первом случае она может выглядеть как прожиточный минимум. Он должен обеспечивать возможность приобрести потребительскую корзину — набор самых необходимых (по меркам данной страны и в данный период времени) товаров и услуг. Не факт, что на прожиточный минимум действительно можно выжить — в некоторых странах власти могут делать его слишком низким, поддаваясь соблазну как улучшить статистику, так и сэкономить на социальной помощи официально признанным беднякам.
Международная черта бедности — это уровень дохода в $2 в день. Еще один рубеж — $1 в день — это уже международный уровень нищеты. Масштабы абсолютной бедности в мире поражают: на прошлогоднем экономическом форуме в Астане (Казахстан) сообщалось: почти 1,5 миллиарда человек живут примерно на доллар в день, а доход почти 2,5 миллиардов (около 40% населения Земли) человек — меньше $2 в день.
Борьба в рамках концепции абсолютной бедности — стремление дать как можно большему числу людей возможность элементарно выжить и обеспечить на самом минимальном уровне базовые потребности.
ОТНОСИТЕЛЬНО. Другой распространенный подход — концепция относительной бедности. Ею, в частности, руководствуются многие страны Европы. Например, по методике Организации по экономическому сотрудничеству и развитию к бедным относят людей, чьи доходы ниже 60% от медианного дохода общества. Этот самый медианный доход высчитывается по сложным формулам и представляет собой некую сумму, при которой половина населения страны имеет больше, а другая половина — меньше нее. К примеру, медианная зарплата в Германии в 2012-м составляла 26 191 евро в год. Это значит, что половина немцев получает меньше, а половина — больше этой суммы.
Вот и выходит, что в очень богатых странах в число “бедняков” будут попадать люди, чьему уровню жизни по-черному позавидуют даже “обеспеченные” граждане Индии или Африки. Зато в богатых обществах борьба с бедностью больше похожа на сглаживание имущественного неравенства граждан, а не на поиски способа выжить.
ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Если для примера взять человека, родившегося в отсталой индийской провинции, да еще и в семье из низшей касты, то можно говорить, что его бедность определила сама судьба. Теоретически, проявив недюжинную целеустремленность, силу воли и при наличии везения, такой человек может вырваться из сетей нищеты. Но на практике вероятность этого ничтожно мала: окружающая обстановка и впитанное с молоком матери мировоззрение исключают даже постановку такой цели, ведь человек воспринимает свою бедность как неизбежность.
Есть ряд объективных причин, обусловливающих массовую бедность во многих странах. Это — экономическая отсталость, безработица, низкая производительность труда и тому подобное. Очень способствует распространению бедности и неконтролируемый рост населения. Хороши в этом плане также войны, гражданские конфликты и прочие политические потрясения, приводящие к массовой миграции и нарушающие нормальную работу экономики.
Соответственно, и меры по борьбе с бедностью должны быть в первую очередь направлены против главных порождающих ее факторов. Где-то нужно установить мир. Где-то — принять меры по ограничению рождаемости. И практически везде нужно способствовать росту производства и модернизации экономики, а также материально поддерживать тех, кто оказался на краю пропасти (пособиями, субсидиями и тому подобными льготами).
СВОЙ ВЫБОР. Совсем другое дело — бедность граждан в благополучных странах. Здесь она зачастую становится результатом собственного выбора. “В Германии есть люди, которые решили быть бедными, — говорит украинка Валерия Радомайер, более 10 лет живущая в Мюнхене. — Как правило, немецкие бомжи сознательно выбрали жизнь на улице. Им нравится их путь, лишенный всякого бремени ответственности. Да и обычная бедность часто тоже осознанная: человек, к примеру, работает четыре дня в неделю.
Он небогат, отказывает себе в чем-то, но предпочитает работать меньше”.
Такие же добровольные нищие есть и в других странах. Например, как говорит бывший киевлянин, а ныне житель Барселоны Александр Куринский:
В подобных случаях, как ни парадоксально, относительная бедность порождается богатством экономики: материальные притязания конкретного человека могут оказаться скромнее, чем в среднем по обществу, а напрягаться, как все, он не хочет.
И конечно, чем больший объем социальной помощи в богатом обществе, тем у большего количества людей может возникнуть соблазн стать “бедным”.
МОДЕЛИ. В разных странах приняты разные подходы к борьбе с бедностью. В США исходят из того, что бедность — это личный выбор человека. Поэтому госпомощь не должна обеспечивать беднякам уж слишком комфортное существование — все получают соцпомощь в одном и том же объеме. Зато такой помощью (будь то финансы или талоны на питание) охвачены все нуждающиеся — около 15% населения страны. Систему социальной защиты в США относят к так называемой либеральной модели. Ее придерживаются и некоторые другие страны (например, Великобритания и Япония).
В основе континентальной модели борьбы с бедностью лежит развитая система обязательного страхования. В соответствии с ней чем дольше и плодотворней работал человек, тем выше у него уровень социальной защиты (больше льгот, выше размер пособия). По такому пути пошли Германия, Нидерланды, Франция и некоторые другие европейские страны.
В южных странах Европы помощи ждут не столько от государства, сколько от родственников, так что всяческие льготы и субсидии из бюджета здесь довольно скромные.
И наконец, рай для бедняков — скандинавская модель. Здесь всем гарантирован высокий уровень социальной защиты, пусть даже ты не работал и никогда не платил соцвзносов.
БОГАТАЯ ЕВРОПА: ВСЕ ЗАЩИЩЕНЫ
Есть страны, в которых, кажется, вообще невозможно стать по-настоящему бедным. В Бельгии, к примеру, соцстандарты достаточно высокие даже по сравнению с другими странами Европы. “Здешнее население входит в тройку самых богатых в мире. Тем не менее, здесь также есть проблема социального неравенства, — говорит жительница Брюсселя Виктория Розендаал. — Иммигранты из менее развитых стран — например, Марокко и Турции — считаются самыми бедными. При этом население постоянно следит за тем, чтобы социальные стандарты и выплаты не урезались. В декабре, когда правительство объявило о планах сократить социальные выплаты, прошли четыре серьезные забастовки в разных уголках страны”.
Главную ставку в борьбе с бедностью здесь делают на образовании. По словам Виктории, не только бельгийцы, но и иммигранты, которые приехали сюда жить, могут бесплатно пройти курсы переподготовки, выучить язык и найти себе работу при помощи социальных служб. Также существуют агентства по найму “Интерим” (“Временная работа”), которые помогают с подработкой. Как правило, это неквалифицированная работа, но она хорошо оплачивается, так что человек не только не умрет с голода, но и будет вести вполне приличное существование.
ГЕРМАНИЯ. В этой стране жизнь устроена таким образом, что человек не останется ни голодным, ни без крыши над головой. В виде социальной помощи государство гарантирует некий прожиточный минимум (для каждой ситуации он высчитывается индивидуально и составляет в среднем 700 евро). Причем это касается всех, кто постоянно и легально проживает в Германии. Правда, соцпомощь назначается только в том случае, когда человек может показать, что сделал все от него зависящее, чтобы обеспечить себя, но у него не получилось.
“Есть люди, которые, к примеру, взяли кредиты и потеряли все — работу, жилье, здоровье, — рассказывает Валерия Радомайер. — В таком случае они объявляют себя банкротами. Они могут получать социальную помощь, чтобы оплатить минимальное жилье и пропитание, но должны работать, если позволяет здоровье, и выплачивать долги, насколько это возможно. Через семь лет все долги им могут списать. После этого человек начинает жить уже для себя. Я лично знаю одного такого человека, и живет он не так уж плохо. Он работает, “лишнее” отдает в счет долгов банкам, при этом его дети учатся, семья живет в телом доме, да еще и на отпуск хватает”.
ИНДИЯ: СУБСИДИЯ НА ПРОДУКТЫ
По международным нормам более половины населения Индии (около 700 млн человек) страдают от бедности, а каждый третий ребенок голодает. И все это — после трех с лишним десятилетий экономических реформ и правительственных программ по сокращению масштабов бедности. Если вам попадались бодрые отчеты индийских властей о сокращении доли бедняков (например, с 37,2% в 2004—2005 финансовом году до 21,9% в 2011—2012), не удивляйтесь: в этой стране человек, зарабатывающий в месяц более $14 в деревне и $17 в городе, бедным уже не считается. Хотя по нормам ООН он не просто бедняк, а пребывает в крайней нищете.
“Официальным” беднякам от государства положена помощь — субсидированные продукты и топливо. Одна из самых масштабных программ была инициирована летом 2013 года, когда в результате подорожания продуктов питания сотни миллионов человек оказались перед лицом голода. Правительство планировало обеспечить каждому бедняку возможность купить 5 кг крупы в месяц по субсидированным ценам (килограмм риса, к примеру, стоил 3 рупии вместо рыночных 40). На эту программу из индийского бюджета выделили $24 млрд. Правда, некоторые индийские экономисты отметили, что проконтролировать целевое использование этих средств невозможно.
В прошлом году местные власти объявили о новых подходах в борьбе с голодом: приоритет теперь отдают прямой денежной помощи.
ОТНОШЕНИЕ. “Индийцы не смотрят на бедность так, как мы, — говорит жительница Нью-Дели Светлана Гровер. На днях мальчик начал бросать стеклянные шарики в нашу машину. От двух шариков остались небольшие вмятины, а третий разбил заднее стекло. Отец того мальчика сказал, что он бедный человек — простите и поймите. И все на этом. Муж поехал, отдал $120 за ремонт (и это со скидкой), и больше проблема не обсуждалась. И так во всем: бедность не проблема, а факт, который никого особо не напрягает”.
Помощь. Рис бедным в Индии продавали по цене в 13 раз ниже рыночной.
ИСПАНИЯ: НАДЕЖДА НА РОДСТВЕННИКОВ
В Испании социальная зବщита не так развита, как, к примеру, в Германии — здесь по традиции рассчитывают на помощь близких, а не государства. Хотя есть пособия по безработице, временной нетрудоспособности, беременности, уходу за ребенком и т. д. Например, подолгу неработающие получают более 400 евро, имеют право на ежемесячный возврат части средств, потраченных на аренду жилья, пользуются скидками на проезд в транспорте и покупку товаров в определенных магазинах, могут бесплатно обучиться новой специальности и т. д. Есть и варианты поощрения трудоустройства “хронических” безработных: если работодатель взял на работу того, кто не работал более двух лет, то получает от государства премию. А чтобы поощрить сдачу жилья беднякам, собственник такового освобождается от уплаты налога на него.
МИЛОСТЫНЯ. “Я живу в Барселоне, одном из самых богатых регионов Испании. Тут бедность, возможно, ощущается меньше, чем в других регионах, — говорит Александр Куринский. — Но и здесь есть люди, которые просят милостыню. Часто это молодежь неформального вида, которая сидит с собачками и просит денег на еду для животных. А еше — румыны, которых в Барселоне очень много. Они либо попрошайничают, либо собирают металлолом, бумагу и прочее вторсырье”.
Как рассказывает Александр, в Барселоне бомжи ночуют не на вокзалах, а в кабинах для банкоматов рядом с банками. Для бездомных есть ночлежки, где могут и покормить.
Работают различные программы благотворительности. “В период рождественских праздников, к примеру, в супермаркетах было полно объявлений о сборе продуктов для малоимущих”, — вспоминает Александр.
КОРЕЯ: СТАРИКАМ НЕ ПОЛОЖЕНА ПЕНСИЯ
В стремительно развивающейся Южной Корее также существует проблема бедности. “Здесь бедными считаются люди, которые зарабатывают меньше 10 млн вон в год (на сегодня это — $9200). В 2012-м около 15% южнокорейцев получали меньше 10 млн вон в год. При этом около половины пожилых людей получали меньше этой отметки, — рассказывает Алина Бартули, живущая в Сеуле. — Дело в том, что пенсионная программа появилась только в 1988 году, и чтобы стать ее частью, надо потратить много времени и собрать немало документов. Пенсию получает лишь треть людей пенсионного возраста, а размер ее крайне мал (базовая пенсия — 200 тыс. вон, или $180). Старикам остается надеяться на поддержку детей, компаний, в которых они работали, либо на частные пенсионные фонды”.
СМИ НЕ ПОМОГАЮТ. Помимо пенсий есть специальные пособия для бедных, однако их не могут получить пожилые граждане, у которых есть дети. Что касается негосударственной помощи, то есть, к примеру, бесплатные обеды для бедняков, которые устраивают многочисленные церковные организации.
Большие корейские корпорации тоже время от времени выделяют средства для помощи бедным. “Данная проблема широко освещается местными СМИ, — рассказывает Алина. — По телевизору каждую неделю показывают шоу, где корейские знаменитости на волонтерских началах помогают бедным корейцам. Также транслируют документальные фильмы о том, как нелегко живется людям в нужде. Создается впечатление, что деятельность СМИ направлена на повышение уровня самосознания населения по отношению к проблеме бедности. Однако им это пока не очень удается — люди, живущие более или менее благополучно, не особо интересуются другими сторонами жизни в Корее. Да и я сама перед тем, как начала исследование на эту тему, даже не задумывалась, насколько плоха ситуация”.
ЛАТВИЯ: 53 ЕВРО ПОСОБИЯ НА МЕСЯЦ
“Латвия сегодня — одна из самых бедных стран ЕС. Здесь средняя зарплата составляет около 500 евро, а в “старых странах” ЕС даже социальные пособия больше”, — рассказывает рижанин Вадим Родионов.
В октябре, по данным латвийского министерства благосостояния, официально зарегистрированных малоимущих в стране насчитывалось 64 760 человек (около 3% населения). Пособий им было выплачено 3,457 млн евро — по 53 евро на брата. Максимальное пособие, на которое может рассчитывать трудоспособный житель Риги, — 60 евро, пенсионер — до 130 евро. Впрочем, многое зависит от местных властей. Недавно, например, ревизия Госконтроля выявила как “скупые” города, где получить пособие очень трудно, так и слишком щедрые. Например, обнаружился пример, когда семья из трех человек получала семь разных пособий.
Ряполов Константин