Япония: перезагрузка
Последние политические решения Премьер министра Японии Синзо Абэ, в частности, о масштабном увеличении монетарных стимулов, об отсрочке повышения налога на потребление и о досрочных выборах в середине декабря, вернули Страну Восходящего Солнца в эпицентр политических дебатов. Проблема проста: как развитым экономикам со стареющим населением восстановиться после финансового кризиса? Увы, простого решения нет. Совершенно ясно, что первая серия реформ, предложенных Абэ, известных также как Абэномика, оказалась провальной и не сумела сгенерировать инфляцию. Надежды на устойчивое восстановление сменились двумя кварталами отрицательного роста. Теперь интересно, сможет ли Абэномика 2.0 оживить экономику Японии и вернуть страну к процветанию. На мой взгляд, «три стрелы» Абэномики 1.0, в принципе, формировали правильный подход: монетарная политика, нацеленная на восстановление инфляции любой ценой, поддерживающая фискальная политика и структурные реформы, направленные на стимулирование долгосрочного роста. Однако свою часть задач выполнял только Центробанк под руководством Харухико Куроды, тогда как две другие «стрелы» не достигли цели. По реформам на стороне предложения не удалось добиться заметных подвижек, особенно в том, что касается ключевых вопросов увеличения рабочей силы. Японское население быстро стареет и сокращается, поэтому правительству срочно нужно мотивировать женщин выходить на работу, убеждать пенсионеров, не покидать рабочие места, и разрабатывать политики в сфере труда, ориентированные на поддержку семьи. Более того, Японии стоит задуматься о том, как привлечь в свою страну иммигрантов.
Каких-то успехов удалось добиться по последнему пункту. Запаниковав из-за приближающейся летней Олимпиады 2020, которая должна пройти в Токио, правительство сумело упростить процедуру иммиграции для иностранных рабочих строительных специальностей (хотя для этого решение прошло через добрую дюжину министерств). Но в целом процесс идет крайне медленно. Япония отчаянно нуждается в сиделках и работниках хосписов для ухода за стареющим населением, но бюрократическое и политическое сопротивление иммиграции пустило глубокие корни. Когда я впервые начал расспрашивать своих коллег-ученых из Японии о реформах Абэ на стороне предложения, они отвечали: «не волнуйся, все будет». Через некоторое время, ответ изменился на «не волнуйся, все будет, но не так быстро». Нынешняя мантра звучит так: «не волнуйся, мы по-прежнему считаем, что все будет». Остается только надеяться. Без структурных реформ, особенно на рынке труда, Абэномика не даст желаемого долгосрочного результата.
Время для повышения налога на потребление с 5% до 8% (апрель 2014 года) также было выбрано крайне неудачно. Абэ было бы сложно отложить его, поскольку это решение было принято еще до того, как он занял свою должность. Но правительство могло бы пойти на более решительные фискальные стимулы, чтобы сгладить негативные краткосрочные последствия. Вместо этого японцы получили два квартала отрицательного роста, которые не лучшим образом отразились на их эмоциональном состоянии. Да, спад, по большей части – это лишь иллюзия: предшествовавший ему бум был спровоцирован попытками японских домохозяйств скупить как можно больше товаров длительного пользования до повышения налога – этот нюанс, судя по всему, утонул в море политических дебатов. Но в целом выводы неутешительны: Абэномика не смогла изменить дефляционную психологию японцев. Также не забывайте о том, что огромный государственный долг и недообеспеченная пенсионная система – это большая проблема; только слепец и кейнсианец до мозга костей будет советовать властям не обращать на нее внимание. Пока риски незначительны, поскольку доходность по десятилетним государственным облигациям держится ниже 0.5%. Но говорить, что японский долг не имеет особого значения – это все равно, что считать хеджевый фонд с высокой долей заемных средств абсолютно безопасным. Угроза пока призрачна, но отнюдь не тривиальна. Подумайте о том, что случится, если Банк Японии сумеет убедить людей в грядущей устойчивой инфляции на уровне 2%. Где тогда окажется доходность по 10-летним облигациям?
А что если один из факторов, допустим, резкий обвал на рынках развивающихся стран привел к стремительному росту реальных процентных ставок в мире, или же к увеличению премии за риск по японскому долгу? В принципе, Япония может пережить подобное потрясение без высокой инфляции или других экстремальных мер, но отрицать уязвимость страны в этом отношении просто неразумно. Хедж-фонд может просто уйти из бизнеса, но для целой страны такой возможности нет. Фискальная устойчивость требует повышения налога на потребление, и конечно, Япония не может ждать, пока международные инвесторы начнут сомневаться в наличии у нее силы воли. Тут все дело в тактике и правильном выборе времени. Отсрочка второго этапа повышения – неплохой компромисс между Абэномикой, направленной на достижение скорости отрыва, и сохранением доверия в долгосрочной перспективе. Это возвращает нас к глубинным проблемам Японии. Политики спроса сами по себе не смогут предотвратить еще два потерянных десятилетия, и уж тем более не гарантируют золотой век. Демографический спад был ключевым фактором, спровоцировавшим японский финансовый кризис в 1992 году, с тех пор страну преследовали неприятности. Япония по-прежнему является богатой страной, но в терминах реального дохода на душу населения она упала ниже многих развитых экономик, включая Великобританию и США. Европа должна извлечь ценные уроки из опыта Японии – главный из них заключается в необходимости стимулов для поддержания спроса в краткосрочной перспективе. Однако сами по себе они не решат долгосрочные проблемы. Если Абэномика 2.0 также не сможет инициировать глубокие структурные реформы, ее участь, будет не лучше первой версии.
Кеннет Рогофф, Project Syndicate