Китаю будет сложно скинуть оковы проблемных активов
В 2009 году, в самый разгар мировой рецессии, китайское правительство запустило масштабную программу курс доллара тенге в Нур-Султане экономического стимулирования, которая вызвала рост ВВП, способствовав увеличению банковского кредитования. Однако сейчас все больше политиков и инвесторов понимают, что дешевое кредитование и односторонние политики создали значительный риск для китайской банковской системы. На самом деле, несмотря на растущее беспокойство, связанное с банковскими проблемными активами, главной целью властей стало снижение финансового риска. Согласно данным Комиссии по регулированию банковской деятельности Китая, к концу июня безнадежные кредиты коммерческих банков составили 539.5 млрд. иен (88.1 млрд долларов) – примерно 1% неоплаченных кредитов. Остаток средств в резерве для покрытия потерь от кредитов составлял 1.5 трлн. иен (на 19% выше по сравнению с предыдущим кварталом), коэффициент покрытия резерва составлял 292.5%, а коэффициент кредитования составлял 2.8%.
Обеспеченные государством кредиты составили 9.7 трлн. иен, что на 6.2% выше значения предыдущего квартала и на девять процентных пунктов ниже среднего темпа роста для всех категорий банковских кредитов. А баланс продуктов управления благосостоянием составил 9.1 трлн. иен, из которых нестандартные кредитные активы составили 2.8 трлн. иен. Согласно официальным показателям, безнадежные кредиты на самом деле не составляют чрезвычайно большой доли всех активов, а коэффициент безнадежных кредитов (0.96%) является контролируемым. Проблема заключается в том, что большинство безнадежных кредитов в Китае является внебалансовыми, таким образом, коэффициент безнадежных долгов может оказаться намного выше – а китайский финансовый сектор гораздо более подверженным риску – чем кто-либо считает.
На самом деле многие банковские внебалансовые кредиты – часто выдаваемые заемщикам с высокой степенью риска, таким как застройщики с высокой долей заемных средств и программы финансирования местного самоуправления – к настоящему времени опережают новые выданные балансовые кредиты. Если заемщики не выполняют обязательств по своим внебалансовым кредитам, банки могут защитить свою репутацию, покрыв разницу с помощью собственных средств, перенеся таким образом риск в свои бухгалтерские балансы и увеличив коэффициент безнадежных кредитов. Влияние долгов местного самоуправления и рынка недвижимости на банки уже ухудшило качество их активов, увеличив долговое давление и ослабив доходность. Кроме того, внебалансовое кредитование стимулировало чрезмерные инвестиции в определенные секторы (особенно, в инфраструктуру, руду и сталь, энергоносители, обрабатывающую промышленность и недвижимость), что привело к избыточной производственной мощности и подготовило экономику к возникновению “катастрофических зон” безнадежных долгов, которые бы продолжили и дальше увеличивать коэффициенты безнадежных долгов. Меры по либерализации процентных ставок окажут еще большее давление на качество активов и доходность банков.
На этом фоне проблемные активы продолжат превращаться в долги. В Китайской академии социальных наук уверены, что объем проблемных банковских активов упал от области 2.2 трлн. иен в 2000 г. до 433.6 млрд. иен в 2010 году, в то время как задолженность, образованная из-за этих ликвидированных активов, выросла с 1.4 трлн. иен до 4.2 трлн. иен. Для нейтрализации риска банковского сектора потребуется решительная мера со стороны правительства, включая полноценную финансовую реформу и эффективные стратегии по управлению рисками для финансовых операций в базовых отраслях. Но, возможно, сложнее всего будет определить, какие механизмы наиболее эффективно будут бороться с китайскими проблемными активами. Исторически сложилось так, что Китай приближался к повсеместному освобождению от проблемных активов с помощью трех каналов – вливание капитала, компании по управлению активами (AMC) и Народный банк Китая (PBOC) – каждый из которых обладал существенными недостатками.
В ходе азиатского финансового кризиса в конце 1990-х годов четыре крупнейших китайских государственных банка, которые составляли более половины банковского сектора страны, обладали коэффициентом достаточности капитала, равным всего 3.7% (по сравнению с международной нормой в 8%), а коэффициент безнадежных кредитов навскидку составлял 25%. С целью рекапитализировать эти банки китайское правительство выпустило в 1998 году специальные казначейские облигации на сумму 270 млрд. иен, влив всю прибыль в банки в качестве акций – и в процессе создавая значительные финансовые долги. В 1999 году правительство решило, что четыре недавно организованных компании по управлению активами купят у этих банков проблемные активы на сумму около 1.4 трлн. иен, используя в сочетании займы PBOC и облигации компаний по управлению активами, выданные банкам. Для нейтрализации риска, связанного с этими покупками консолидированного займа PBOC обеспечил гарантией облигации компаний по управлению активами. Этот подход поставил PBOC под значительную угрозу. И хотя он ощутимо укрепил банковские бухгалтерские балансы, средний коэффициент погашения проблемных активов компаний по управлению активами составлял немногим менее 25% в 2006 году, а фактические убытки достигали почти 1 трлн. иен.
Разумеется, Китай – не единственная страна, которая справилась с освобождением от проблемных активов. С момента финансового кризиса 2008 года списание активов американских финансовых организаций достигло 13% от ВВП. Программа администрации Буша по освобождению от проблемных активов и финансовый план спасения администрации Обамы стоили примерно 2.2 трлн. долларов, учитывая покупки Федрезервом банковских активов в огромных размерах. В попытке поддержать снижение доли заемных средств финансового сектора, Федрезерв сам получил высокую долю заемных средств, и проблемные активы по-прежнему наводняют его бухгалтерский баланс. Учитывая значительные потоки в существующих каналах освобождения от проблемных активов, в Китае обсуждают альтернативный вариант – обеспечение безопасности. PBOC уже призывал банки обеспечить свои высококачественные активы и продать облигации инвесторам межбанковских рынков; это могло бы послужить прелюдией к секьюритизации проблемных активов. Продав проблемные активы на вторичном рынке, коммерческие банки могут укрепить свои бухгалтерские балансы и в то же время избежать роста задолженности и увеличить ликвидность активов.
Но секьюритизация создает собственные задачи, например, как оценивать активы. Кроме того, как только займ будет обеспечен, банк, выдавший его, больше не будет заинтересован в том, чтобы заемщик возвращал ему деньги, что повышает вероятность дефолта и вызывает рост процентных ставок. Конкурентная секьюритизация была главной причиной высокорискового ипотечного кризиса в США; благодаря невыплатам, ипотечные займы остаются главным проблемным активом в США. Для того, чтобы успокоить инвесторов, несмотря на выросший риск дефолта, китайское правительство может заставить коммерческие банки укрепить их бухгалтерские балансы с помощью обеспечения кредитов или обменять просроченные кредиты на новые облигации, обеспеченные иностранными резервами Китая, выраженными в американских казначейских бумагах. Но подобные требования только увеличат риск.
Лучшим решением стало бы развитие рынка оценки кредитоспособности, формирование более полной нормативной базы для финансовой системы и создание эффективного механизма для рисков защиты активов. Подобные меры могут способствовать обеспечению безопасности и надежности, необходимых для успешного проведения секьюритизации проблемных активов, что подготовит почву для того, чтобы китайские лидеры могли углубить финансовую реформу.
По материалам Project Syndicate