Крупнейшие банки подозревают в создании иллюзии стабильности
Мировая финансовая система снова зашаталась. Британская курс доллара в тенге в Алматы банковская ассоциация (British Banker’s Association – BBA) была вынуждена вынести сор из избы, заявив, что рассчитываемая ею процентная ставка межбанковского кредитования LIBOR "перестала быть надежной, а ее размер не соответствует реалиям рынка". Иными словами – банки, формировавшие ставку, откровенно манипулировали ею в своих целях.
Индикатор, рассчитываемый BBA с 1985 года, является наиболее распространенным индексным показателем краткосрочных процентных ставок во всем мире. Он формируется на основе процентных ставок 16 банков-ориентиров. Эти банки выбираются на основании их репутации, уровня кредитного рейтинга и активности на валютном рынке. Итоговый размер ставки – это среднее значение индикативных котировок каждого участника LIBOR, когда опрашиваются в зависимости от валюты займа от восьми до 16 банков, при этом отсекаются по четыре максимальных и минимальных значения. Все процентные ставки, предоставляемые кредитными учреждениями по перекредитованию, рассчитываются исходя из LIBOR. Более того, глядя на LIBOR, устанавливаются ставки по корпоративным облигациям, ипотечным кредитам и финансовым контрактам, общая сумма которых в мире достигает 360 трлн долларов.
С LIBOR случались казусы и ранее. Впервые доверие к ней заметно пошатнулось в мае 2008-го. Тогда претензии были озвучены со стороны экспертов. В частности, аналитик Citigroup Скотт Пенг сетует, что обвинения касались адекватности размера ставки, указывая на то, что информация, которая предоставляется банками, не соответствует действительности. "Банки намеренно не давали данные о высоких ставках, которые платят по краткосрочным кредитам, чтобы не демонстрировать всему рынку острую нехватку денежных средств", – вспоминает Скотт Пенг. Тем самым финучреждения утаивали реальную стоимость занимаемых средств, отсекая самые дорогие кредиты.
Тогда обошлось без жертв. Лишь глава группы ВВА по LIBOR Джон Эван и генеральный директор ассоциации Анджела Найт пообещали "подвергнуть коррекции систему расчетов ставки". Но в итоге Британская ассоциация банкиров так и не представила рынку "новую" LIBOR, ведь тогда пришлось бы пересмотреть условия контрактов на сумму в 150 трлн долларов.
На этот раз на призыв BBA, обратившейся за помощью к властям, оперативно откликнулись представители Банка Англии и правительство Великобритании. В результате с конца прошлой недели без работы остался менеджмент английского Barclays. Вслед за председателем совета директоров банка Маркусом Эйджиусом подал в отставку и главный исполнительный директор Barclays Роберт Даймонд. Помимо прочего, банку предстоит выплата штрафа на общую сумму 290 млн фунтов стерлингов (455 млн долларов) за незаконные манипуляции с межбанковскими процентными ставками LIBOR и EURIBOR. Пока Barclays стал первым из группы глобальных банков, которому пришлось иметь дело с регуляторами. Среди других крупных финучреждений, в отношении которых проводятся аналогичные расследования, – Citigroup, Deutsche Bank, HSBC Holdings, JPMorgan Chase & Co., Royal Bank of Scotland и UBS.
По словам главного экономиста FTN Financial Кристофера Лоу, манипуляции могли происходить следующим образом: ответственные за предоставление ставки в ВВА сотрудники банка в нарушение закона контактировали с сотрудниками своего же банка, которые проводили операции с производными инструментами, связанными с динамикой LIBOR. В результате некоторые сотрудники, отвечавшие за предоставление ставки в ВВА, могли сообщать туда о такой ставке, которая была бы выгодна их коллегам для получения прибыли по операциям с ценными бумагами. Но некоторые аналитики допускают и намеренное манипулирование ставками с целью избежать кризиса неплатежей. "Увеличение ставки на 0,3 п. п. эквивалентно увеличению ежемесячных выплат на 100 долларов по ипотечному кредиту в 500 тыс. долларов с плавающей ставкой или дополнительным ежегодным выплатам в размере 300 тыс. долларов для компании, выпустившей облигации на 100 млн долларов", – рассказали в британском банке Abbey. Тем самым финучреждения пытались скрыть, что стоимость заемных средств для них растет (рост ставки отражает сомнение в финансовой устойчивости). Недостоверные сведения вводили в заблуждение глобальных инвесторов.
Скандал вокруг LIBOR только разрастается и уже перекинулся на другую сторону Атлантического океана. По данным The Sunday Times, ФБР США инициировала собственное расследование в отношении 14 трейдеров Barclays, подозреваемых в манипуляциях при определении ставки. Поскольку LIBOR всегда была непререкаемым авторитетом в области процентных ставок и на ней завязано огромное количество как реальных, так и производных активов, недостоверная информация отражалась на огромном количестве игроков по всему миру.
Помимо очевидных плюсов, эксперты находят в этом скандале и минусы. "Вероятнее всего, изменение методики расчета повлечет некоторое увеличение LIBOR", – говорит экономист HSBC. Не исключено также, что это может повлечь за собой повышенную волатильность ставки.
Даже учитывая тот факт, что LIBOR является основным мировым ориентиром для расчета стоимости заемных денег, на украинский рынок любые изменения окажут ограниченное влияние. По оценке Citigroup, в США к LIBOR привязаны корпоративные кредиты с плавающей ставкой и инвестиционным кредитным рейтингом на общую сумму 620 млрд долларов, по кредитам со спекулятивным рейтингом – на 30 млрд долларов, а также высокорисковые ипотечные кредиты на 900 млрд долларов. В Украине лишь до кризиса 2008 года несколько банков, преимущественно с иностранным капиталом, пробовали предлагать банковские кредиты с плавающей ставкой, привязанной к LIBOR. Но кризис и ограничение валютного кредитования сделали такие продукты малоинтересными как для населения, так и для юридических лиц. Вместе с тем подавляющее большинство синдицированных кредитов для самих банков и крупных корпораций привязаны именно к LIBOR. И от того, как будут развиваться события с LIBOR, будет зависеть и стоимость ресурсов для них.
Вячеслав Мироненко
Теги: банк