Крупные банки выращивают поколение скучных руководителей
Антонио Орта-Осорио, с 2011 г. возглавляющий Lloyds Banking Group, прямо заявил в одной из речей: «Пока я здесь генеральный директор, мы будем простыми и скучными».
Этой же стратегии решили последовать и в Royal Bank of Scotland Group (RBS). В августе генеральный директор Стивен Хестер был заменен мало кому известным новозеландцем Россом Макюаном, специалистом по клиентским операциям. Barclays и Deutsche Bank также отказались от горделивых и задиристых руководителей, не боящихся конфликтовать с регуляторами, политиками и членами собственных советов директоров.
«Сейчас в лидере хотят видеть смирение и склонность к самоанализу, – говорит Джейми Максвелл-Грант, консультант из Korn Ferry International, отвечающий за проведение психометрических тестов, с помощью которых ведущие банки проверяют пригодность кандидатов в руководители. – Пять лет назад о таких качествах никто не думал».
Банковская отрасль постепенно приходит к тому, к чему корпоративная Америка пришла уже более 10 лет назад, когда харизматичные лидеры вроде Джека Уэлча уступили место людям вроде Джеффри Иммелта.
Катализатором этих изменений становится политическое давление. «Банковское дело должно быть скучным», – заявляет Элизабет Уоррен, сенатор-демократ от Массачусетса. По мнению Уоррен, необходимо вернуться к законам эпохи Великой депрессии, разделявшим банковскую деятельность по направлениям.
Подверглись критике
Хестер, бывший инвестиционный банкир из Credit Suisse, известен своим поместьем в Оксфордшире площадью 142 га, а также пристрастием к охотничьей одежде. Возможно, есть некоторая закономерность и в том, что вокруг него и его премий неоднократно возникали скандалы. Когда законодатели заинтересовались бонусом Хестера в 2010 г., он заявил: «Спросите у моих родителей насчет моих заработков, они скажут, что я получаю маловато».
Ранее в 2013 г. Хестер сообщил, что уйдет с поста гендиректора RBS, – сказалось давление со стороны политиков, недовольных слишком медленным ходом сокращения затрат банка. В августе гендиректором стал Макюан, который первым делом пообещал, что откажется от бонусов вплоть до 2015 г. Кроме того, новый руководитель заявил о намерении более щедро кредитовать британские компании.
Некоторые аналитики после назначения Макюана отметили сходство этого человека с новым главой Barclays Энтони Дженкинсом, сменившим Роберта Дайамонда в прошлом году. В 2010 г. один из британских политиков возмутился размером вознаграждения и бесцеремонным «американским» стилем Дайамонда, заявив, что такой человек неприемлем в качестве «лица банка». Период руководства Дайамонда был отмечен чередой скандалов – в числе прочего банк подозревали в недобросовестных манипуляциях с исходными процентными ставками.
Дженкинс, британец с мягкой манерой речи, также подвергался критике, но по совсем иному поводу: его считают слишком занудным. На недавних парламентских слушаниях один из законодателей пожаловался, что Дженкинс злоупотребляет менеджерским жаргоном. В офисе Barclays новый руководитель установил высокие стеклянные панели с заклинаниями вроде «Честность», «Служение» и «Уважение».
Скучный – значит хороший
Конечно, за скучным фасадом не обязательно должен прятаться скучный интерьер. «Руководителям банков приходится изыскивать новые средства мотивации для сотрудников, которым платят меньше, чем раньше, – говорит Мэри Каролин Тиллман, глава подразделения финансовых услуг в рекрутинговой фирме Egon Zehnder. – Сейчас мы все чаще видим людей, очень тщательно взвешивающих свои слова. Но, полагаю, это не означает, что такие люди заведомо лишены харизмы».
Скромные и неброские руководители становятся все более востребованными. Одна из компаний с Уолл-стрит привлекла специалистов из Korn Ferry для проведения двухдневных ролевых занятий с кандидатами на руководящие должности. В числе прочего кандидаты, играющие роль гендиректора, должны подготовить веб-презентацию и под объективами видеокамер выдержать атаку толпы журналистов, задающих неудобные вопросы. «Человек как бы проживает самый трудный в истории компании год, спрессованный в один день», – поясняет Максвелл-Грант.
Орта-Осорио из Lloyds Banking постоянно напоминает инвесторам и журналистам: «Скучный – значит хороший». Регулярные трехчасовые совещания руководства, введенные при Орта-Осорио, уже стали в этом банке частью корпоративной культуры.
Не отстает от коллеги и Юрген Фитшен, один из генеральных директоров Deutsche Bank, получивший в своем кругу прозвище «господин Германия». Столкнувшись с неожиданной проблемой, Фитшен может в самые сжатые сроки обдумать ее и без дополнительной подготовки высказать весьма толковые соображения на немецком или английском языке. Можно сказать, что сухой и педантичный Фитшен уравновешивает и дополняет харизматичного Аншу Джайна, с которым он делит обязанности генерального директора. Джайн, будучи опытным банкиром, известен своей любовью к тиграм.
Совет директоров Citigroup в прошлом году уволил с поста гендиректора Викрама Пандита, не в последнюю очередь из-за его конфликтов с регуляторами. На смену Пандиту пришел Майкл Корбат, отличающийся методичностью и внимательным отношением к мелочам. Коллеги относятся к нему хорошо, но признают, что человек он скучноватый. «Но быть скучным теперь модно», – говорит один из сотрудников Корбата.
Теги: банк