МВФ: Евробанкам может потребоваться дополнительно 200 млрд евро из-за долгового кризиса
Европейским банкам может потребоваться 200 млрд евро дополнительного капитала, чтобы покрыть списания стоимости госдолга проблемных стран региона, прогнозирует МВФ. Нынешние модели оценки госбондов не отражают их реальной стоимости, убеждены там. Банки и европейские власти обвиняют фонд в предвзятости и необоснованности прогнозов.
На этой неделе стало понятно, почему глава МВФ Кристин Лагард в минувшую субботу неожиданно для всех заявила, что европейским банкам нужна срочная докапитализация. Им может потребоваться 200 млрд евро дополнительного капитала, свидетельствует рабочая версия ежегодного доклада о глобальной финансовой стабильности, обсуждавшаяся в фонде в среду, сообщила The Financial Times.
Сотрудники МВФ определяли стоимость облигаций проблемных стран, исходя из рыночных цен свопов кредит-дефолт, страхующих инвесторов от невыплат по этим обязательствам. Речь идет о долговых бумагах Греции, Ирландии и Португалии, а также о бондах Испании, Италии и Бельгии.
МВФ - не первый, кто говорит о том, что банки в Европе неадекватно оценивают госбумаги проблемных стран на своих балансах. В начале недели Совет по международным стандартам финансовой отчетности (IASB) предупредил, что ряд банков некорректно отразил списания стоимости греческих госбумаг в своих недавних финансовых отчетах. Так, банки, использовавшие в своих подсчетах математические модели, списывали лишь 20% стоимости облигаций, в то время как финансовые компании, отталкивавшиеся от рыночных индикаторов, сокращали стоимость своих портфелей более чем на 50%.
Проблемы у европейских банков могут возникнуть в связи с возможным списанием греческих гособлигаций. Во многом пострадают именно немецкие банки, которые держат значительные пакеты греческих госбумаг. Так, второй по величине банк Германии, Commerzbank, намерен списать 700 млн евро по инвестициям в гособлигации Греции. Списание по греческим долгам сделает Commerzbank, который держит пакет долговых бумаг Греции на сумму около 3 млрд евро, главным потерпевшим второй программы спасения Афин среди банков еврозоны.
Многое упирается в недостаточный размер объема фонда экономической помощи еврозоны, который на данный момент составляет 440 млрд евро (633 млрд долл.). С учетом того, что сейчас европейский Центробанк (ЕЦБ) выкупает гособлигации государств, которые ощутили долговой кризис (только за две недели августа ЕЦБ пришлось потратить на выкуп гособлигаций более 50 млрд долл.), то актуальным становится вопрос наполнения данного фонда. Согласно экспертным оценкам, Италии требуется настолько большая помощь, что сумма перекрывает все накопленные ресурсы. Долг Италии огромен, он составляет сумму около 1,8 трлн долл., или 120% ВВП.
При этом основные страны-доноры еврозоны - Германия и Франция уже с меньшим энтузиазмом выделяют средства на спасение евро и помощь в разрешенеи долговых проблем других стран. По мнению председателя немецкого Центробанка (Бундесбанка) Йенса Вайдманна, перекладывая многочисленные риски кризиса на государства-доноры и их налогоплательщиков, зона евро движется в направлении своего рода обобществления ответственности конкретных стран за их финансовые и экономические просчеты.
По его мнению, новый рост недоверия финансовых рынков объясняется в первую очередь сомнениями по поводу эффективности попыток политиков найти выход из долгового кризиса. Именно поэтому так необходимо иметь внушающий доверие долгосрочный план решения долгового кризиса. При этом проблемным странам не обойтись без структурных реформ и решительных мер по консолидации бюджетов.
На этом фоне известный финансист Джордж Сорос даже предложил разработать механизм выхода проблемных стран из зоны обращения евро, чтобы не перекладывать свои финансовые проблем на других ее участников. При этом Чехия из-за долгового кризиса и неясности ситуации в самой еврозоне отложила срок вхождения в еврозону.