Над Россией нависла угроза нового кризиса
Российскую экономику может накрыть вторая волна кризиса, что приведет к девальвации национальной валюты или сокращению госрасходов, считают в Ассоциации региональных банков России. Мнения экспертов разделились. Одни говорят, что мир ожидает катастрофа. Другие, напротив, настроены более оптимистично и считают кризис маловероятным.
Мировой финансовый кризис не преодолен, угроза второй волны для российской экономики становится все более очевидной, считает президент Ассоциации региональных банков России (АРБР) Анатолий Аксаков.
По его словам, госдолг США стремительно растет, в ближайшее время он превысит уже размеры ВВП. Это означает, что Америка вступила в преддефолтовую стадию, говорит Аксаков. Последствия краха американской финансовой системы могут сказаться и на российской экономике: в частности, в РФ вероятны сокращение госрасходов или девальвация национальной валюты.
"Те траты, которые сегодня осуществляют страны для финансирования различных программ (социальных, военных, производственных) не обеспечены реальными бюджетными доходами. Фактически происходит "проедание" того, что производится. Мы - часть мировой экономики, в связи с чем очень сильно зависим от происходящей ситуации в США", - сказал журналистам Аксаков.
Возможность повторения мирового финансового кризиса 2008 года, более мощного и сложного, ранее предрекал и экс-министр финансов США Лоуренс Саммерс.
По мнению Аксакова, миновать последствия мирового финансового кризиса для российской экономики возможно. В ближайшие 2-3 года задача номер один для нашего государства - модернизация и диверсификация национальной экономики. Возможно, для этого потребуется направить часть накопленных резервов на приобретение за рубежом современной техники, считает глава АРБР. Все это, по мнению Аксакова, сделает страну менее зависимой от внешних ресурсов, в том числе от нефтяных доходов.
"Для того чтобы выйти из того болота, в котором находится сейчас весь мир, нам необходимы драйверы, какие-то точки роста: например, новые технологии, новые разработки, что начнет быстро финансировать страну. Либо, на крайний случай, война. Но сейчас человечество не может себе этого позволить", - сказал он.
По словам Аксакова, если государство не диверсифицирует национальную экономику в максимально короткие сроки, последствия для России будут весьма болезненными.
Эксперты, опрошенные Firstnews, во мнениях разделились.
Главный экономист УК "Финам Менеджмент" Александр Осин согласен, что новый раунд кризиса мировой финансовой и платежной системы возможен в перспективе нескольких ближайших лет. При этом он подчеркнул, что разделяет точку зрения Анатолия Аксакова о необходимости диверсификации.
"Я согласен с тем, что российским властям следует задуматься о диверсификации структуры золотовалютных резервов, в том числе, за счет вложений в такие валюты, как юань или канадский доллар, а также покупки материальных активов, например, нефте- и газоносных объектов за рубежом", - сказал Осин Firstnews.
При этом эксперт считает, что также следовало бы в ближайшие годы рассмотреть вопросы, связанные с увеличением доли неналоговых и неприватизационных доходов бюджета.
Президент Сбербанка РФ Герман Греф считает, что последствия для страны в случае дефолта США будут грандиозными.
"О банкротстве США даже говорить не хочется. Я даже не могу подобрать слово к тому, что может быть с мировой экономикой, если это все-таки случится. Вероятно, это будет катастрофа", - заметил Герман Греф.
Однако, по мнению аналитика Инвесткафе Антона Сафонова, дефолт в США вряд ли произойдет в ближайшей перспективе. Проблема с потолком госдолга в Америке вставала уже неоднократно, и ее всегда успешно решали, считает аналитик.
"Еще достаточно времени для решения этой проблемы, и каких-то серьезных оснований для техдефолта США сейчас нет", - сказал Firstnews Антон Сафонов.
Напомним, США являются крупнейшим в мире должником - на эту страну приходится треть всей мировой задолженности. Если сумму внешнего долга в $17 трлн разделить на всех жителей Соединенных Штатов, то получится, что каждый американец должен почти $86 тысяч.