О стресс-тестах украинских банков
В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда (МВФ), в Украине прошло курс тенге к доллару в Нур-Султане стресс-тестирование 37 крупных коммерческих банков. Это означало, что специалисты моделировали возможные сложные ситуации в экономике, и определяли, как они скажутся на положении банков – смогут ли те самостоятельно преодолеть эти трудности или столкнутся с проблемами. Такая практика сейчас распространена во всем мире. В частности, стресс-тесты регулярно проходят крупные европейские банки, а США недавно заявили, что будут подвергать свои финансовые учреждения подобной проверке каждый год.
Результаты украинского тестирования оказались обескураживающими. И дело даже не в том, что из 37 банков прошли проверку только 9. Проблема в том, что действительное положение вещей может оказаться еще более сложным.
Насколько известно, при моделировании кризисных ситуаций учитывалась девальвация гривны на 25-50% по сравнению с прошлогодними 8 гривнами за доллар. То есть тестирование показало, что у банков уже сейчас возникли серьезные трудности в связи с падением курса национальной валюты, а резервы прочности в случае ее дальнейшего обесценения крайне ограничены.
Стресс-тесты фактически проводились на основании данных балансов за первый квартал текущего года.
Некоторые риски, которые было сложно спрогнозировать, например, потеря Крыма и война на Донбассе, при проверке практически не учитывались. Последствия этих событий проявятся позже, может быть, только к концу года. По крайней мере, качество активов в балансах ухудшается не так быстро, и многие вещи банки, очевидно, еще не успели показать, но будут вынуждены сделать это позже.
Еще одну группу рисков составляют популистские решения парламента. Украина, похоже, вступает в новый предвыборный период, когда опасность экономически необоснованного и попросту вредного политического пиара особенно велика. Украинские банки не застрахованы от новых законодательных инициатив, которые могут существенно ухудшить их финансовое положение. Сейчас, например, на слуху вопрос о возможной принудительной конвертации в гривну валютных кредитов. Позиция Национального банка Украины и Министерства финансов по этому поводу была фактически проигнорирована, специалистам не дали времени на подготовку взвешенного и продуманного проекта.
Поэтому сейчас сложно сказать, насколько устойчивыми являются те 9 банков, которые прошли стресс-тестирование, и что покажет новая проверка, намеченная на июль. Между тем, следует учитывать и то, что стресс-тесты – это проблема больших банков, а ведь в украинской финансовой системе много средних и мелких институтов, которые по-разному вели себя на рынке в последнее время и тоже могут столкнуться с определенными рисками.
Так или иначе, результаты стресс-тестирования показали, что ряд крупных украинских банков нуждаются в докапитализации. Ее объем оценивается различными источниками в немногим более 50 млрд гривен, или порядка $4,2-4,25 млрд по текущему курсу. Впрочем, эту сумму пока можно назвать только достаточно приблизительно. В 2008 году, когда украинские банки тоже проводили стресс-тесты, по итогам которых были определены необходимые объемы дополнительного капитала, реальные суммы часто оказывались иными, чем предполагалось изначально. Например, при рекапитализации Укргазбанка размер вливаний пересматривался дважды.
В любом случае, пока что источником дополнительных средств могут выступать только средства акционеров проблемных банков. В частности, финучреждения с иностранным капиталом, очевидно, смогут рассчитывать на поддержку со стороны «родительских» структур. В то же время у государства «лишних» 50 млрд гривен нет, и, судя по всему, в обозримом будущем не появится. При этом вопрос о докапитализации в каждом отдельном случае необходимо будет решать посредством непростых переговоров с собственниками и инвесторами. В отличие от Евросоюза, где банковский регулятор может обязать банки привлечь дополнительный капитал до определенного срока, в Украине такой механизм пока не создан.
Но это, безусловно, не означает, что государство должно самоустраниться от решения проблем банковского сектора. Наоборот, результаты стресс-тестов открывают очень широкий фронт работы как для НБУ, так и для правительства. В частности, необходимо проанализировать те трудности, с которыми столкнулись финучреждения, чтобы понять, имеют ли они общие причины, и, соответственно, сходные способы устранения проблем, либо в каждом отдельном случае придется искать свой выход из положения. Это весьма сложная задача, и здесь украинскому банковскому сообществу необходимо поддержать нового председателя НБУ Валерию Гонтареву, которой предстоит взяться за ее решение.
Действовать необходимо, поскольку в случае ухудшения финансового положения еще у нескольких крупных банков властям придется выделять на их поддержку гораздо больше средств, чем потребуется на рекапитализацию. Так, в первом квартале НБУ уже предоставил банкам на рефинансирование 63,1 млрд гривен.
И, конечно, вопрос о поддержке украинских банков и укреплении национальной банковской системы находится не столько в экономической, сколько в политической плоскости. Прекращение военных действий на востоке страны является краеугольным камнем решения всех проблем Украины. Война – это такой стресс-тест, которого вся финансовая система страны может не пройти.
Василий Горбаль, экс-член Совета Национального банка Украины
Теги: банк