Пул банков вокруг Мотылева
Экс-руководитель банка “Глобэкс” Анатолий Мотылев купил розничный банк КРК. Это уже третий банк в его группе. Банкир ведет переговоры о покупке еще одной финансовой организации. Мотылев возвращается к обкатанной на “Глобэксе” модели, говорят источники, – финансированию девелоперских проектов за счет средств вкладчиков. Схема вызывает опасения у Центробанка, который будет более пристально следить за использующими ее банками.
Группа Анатолия Мотылева (банки “Российский кредит” и АМБ) в начале года приобрела третий банк – “Компанию розничного кредитования” (КРК). Об этом сообщили несколько источников на банковском рынке.
“Может, с месяц назад”, – сказал пожелавший остаться неназванным бизнес-партнер Мотылева в ответ на вопрос, когда была заключена сделка. “Она (сделка. – “Газета.Ru”) в стадии завершения”, – уточнил он. То, что сделка еще не закрыта, подтвердил и источник, знакомый с планами развития подконтрольного Мотылеву банка “Российский кредит”.
“Нужен отдельный банк (в сети активов Мотылева. – “Газета.Ru”), специализирующийся на розничном потребительском кредитовании”, – пояснил он. У КРК хорошая сеть, достаточно известный бренд, квалифицированный менеджмент и приемлемая цена, перечисляет плюсы приобретения источник, отказавшись назвать цену покупки.
С 2006 года КРК входил в состав одноименной финансовой группы, основным владельцем которой выступает один из крупнейших банков Казахстана – Казкоммерцбанк. По итогам сделки контроль над КРК перейдет от казахстанских акционеров Мотылеву, говорит источник.
Цена продажи КРК вряд ли превысила капитал банка (1,3 млрд на март 2013 года), считает руководитель отдела рейтингов кредитных институтов “Эксперт РА” Станислав Волков. “Казахстанским инвесторам наверняка нужны средства на развитие других активов, пострадавших в кризис”, – объясняет причину продажи аналитик, добавляя, что у Казкоммерцбанка остается 100-процентная российская дочка Москоммерцбанк.
В пресс-службе банка “Российский кредит” сказали, что не уполномочены комментировать действия акционеров по покупке-продаже новых бизнес-активов. Пресс-служба банка КРК не смогла предоставить оперативный комментарий.
О смене собственников свидетельствует назначение 28 января 2013 года председателем правления КРК Максима Соболева, сообщил источник, близкий к структурам Мотылева. В 2011–2012 годах Соболев являлся председателем правления банка “Западный”, а после занимал руководящий пост в банке “Российский кредит”, написано в сообщении о его назначении на сайте КРК. В деловой сети LinkedIn прежняя должность Соболева значилась как советник в банке “Российский кредит”. “Он владеет вопросами по развитию розничного направления, этим и будет заниматься”, – объяснил собеседник “Газеты.Ru”.
Владельцем банка “Российский кредит” раньше выступал грузинский бизнесмен, а ныне премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили.
Бывший актив
Банк “Глобэкс” рухнул осенью 2008 года, став одной из самых дорогостоящих жертв финансового кризиса. Оздоровление банка Мотылева было поручено Внешэкономбанку, который потратил на его санацию более 80 млрд руб.
Заявив о своих политических амбициях весной прошлого года, он продал банк группе бизнесменов во главе с экс-владельцем банка “Глобэкс” Анатолием Мотылевым. Среди инвесторов значились также владелец IT-компании “Ланит” Георгий Генс, основатель страховой группы “Спасские ворота” Борис Хаит, основатель инвесткомпании “Уралсиб” Борис Пастухов, Владимир Фаерович и Виктор Лукоянов. Сумма сделки составила $352 млн (1,25 капитала).
После заключения сделки Анатолий Мотылев возглавил совет директоров банка “Российский кредит”, новыми членами совета директоров также стали совладелец банка Борис Хаит и представитель других акционеров Дмитрий Антонов. Как отметил Мотылев, на базе банка новые акционеры планируют создать универсальный банк с развитой сетью отделений по Москве и филиалов по России.
“В банке “Российский кредит” сетка будет больше ориентирована на корпоративную культуру”, – сообщил источник в банке. В банке активные операции начнутся ближе к лету, добавил он.
“Формируется пул банков, этот (КРК. – “Газета.Ru”) – третий. Скоро узнаете еще об одном приобретении”, – сказал менеджер одной из финансовых структур, аффилированных с Мотылевым. Он добавил, что ведутся активные переговоры с банком из российского топ-300.Группа планирует участвовать в проектах в том числе и собственников бизнеса, сообщил он. Планируется создать финансовую базу за счет привлечения средств клиентов и направлять их в различные проекты: жилищные по программам Агентства по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК), коммерческие проекты.
Проекты планируются достаточно масштабные, по размеру аналогичные запущенным в банке “Глобэкс”, сообщает источник.
Банк на комиссионных операциях не имеет большой доходности, признается банкир. Нормальную доходность можно получить только с проектов. Девелоперские проекты имеют 50–70% доходности, а иногда доходит до 100–200% годовых. Таким образом можно компенсировать достаточно высокие ставки привлечения, объясняет он.
Средства вкладчиков привлекает и еще один банк, связанный с Анатолием Мотылевым. АМБ-банк, который перешел банкиру в 2009 году после покупки у ОАО “РБК Информационные системы”, занимается привлечением крупных депозитов от вип-клиентов на суммы не менее 7,5 млн рублей. Минимальная сумма привлечения в “Российском кредите” тоже достаточно высокая – 1 млн рублей, но источник в банке сообщает, что недавно она была на одном уровне с АМБ-банком и в планах ее дальнейшее снижение.
При этом на сайте и “Российского кредита”, и АМБ-банка условия по процентным ставкам депозитов не указываются, сообщается лишь, что они “устанавливаются при заключении договора”.
Все подконтрольные Мотылеву банки пока не занимаются активным кредитованием. Кредиты при имеющихся ставках по вкладам получатся очень дорогими, объясняет источник в одном из банков Мотылева. “Мы будем не в рынке”, – жалуется банкир.
Пока средства вкладчиков используются в основном для дилинговых операций на фондовых биржах. “Капитализируем средства для участия в проектах, начнем кредитование в мае-июне”, – сообщил банкир одной из подконтрольных Мотылеву финансовых организаций.
“Будучи акционером “Глобэкса”, Мотылев умел привлекать депозиты и покупал либо строил на эти деньги недвижимость, в том числе Новинский пассаж”, – вспоминает член правления крупного розничного банка. Наверное, хочет возобновить модель, рассуждает он. При определенном масштабе она весьма выгодна, но со стороны Центробанка на такую модель есть косые взгляды, добавляет банкир.
Наибольшие риски несет модель развития банка, когда за счет рыночных средств вкладчиков фондируются связанные с собственниками нерыночные активы, говорит Волков из “Эксперт РА”. “Акционерам кажется, что если они держат руку на пульсе, контролируя заемщиков банка, то риски минимальны. Но зачастую это обманчивое ощущение”, – объясняет аналитик.
Средства банковских вкладчиков регулярно попадают в криминальные схемы, заявил неделю назад Центробанк.
Перед крупными сделками предприниматели нередко покупают несколько банков, собирают вклады с населения и пускают деньги на запланированное приобретение, объяснял схему директор департамента банковского регулирования ЦБ Василий Поздышев. Ввести норматив в 20% капитала для кредитования заемщиков, связанных с собственниками и руководителями банков, обещал зампред ЦБ Михаил Сухов.