Российские банки начали повышать ставки по депозитам в долларах и евро - занимать за рубежом им стало трудно
Занимать за рубежом стало трудно, поэтому банки обратились за валютой к россиянам — ряд банков повысили ставки по депозитам в долларах и евро. Эксперты считают, что банки запасаются валютой для корпоративных клиентов, которые будут курс доллара к тенге в Астане обращаться к ним за рефинансированием кредитов.
В августе банки стали повышать ставки по валютным депозитам. В первую очередь это сделали госбанки. В частности, доходность долларовых вкладов Россельхозбанка выросла на 0,05–0,4 п.п., вкладов в евро — на 0,2–0,4 п.п. ВТБ24 после обновления линейки валютных депозитов повысил ставки по ним на 0,05 п.п. Как сообщил РБК представитель Банка Москвы, банк не исключает возможности повышения ставок по валютным вкладам на 0,1–0,2 п.п. С 1 сентября ставки по депозитам в долларах и евро повысил и частный Альфа-банк — в среднем на 0,2–0,3 п.п. «Ставки долгое время были значительно ниже рынка, поскольку в банке была избыточная валютная ликвидность.
Сейчас вырос спрос на кредиты в валюте из-за снижения возможности фондирования за рубежом», — пояснил РБК представитель банка. Также, по его словам, наблюдается рост валютных ставок для российских заемщиков на внешнем рынке, «это и послужило причиной текущего повышения ставок по депозитам в валюте».
Повысили ставки по валютным вкладам в августе Первый чешско-российский банк, «Финам», Крайинвестбанк. Сбербанк, «Уралсиб», Росбанк, Связь-банк, «Возрождение» пока менять ставки по валютным вкладам не планируют, сообщили РКБ представители их пресс-служб.
По словам аналитика БКС Юлии Сафарбаковой, после санкций у банков возникли сложности с привлечением короткого фондирования из-за рубежа от банков-нерезидентов. «Из-за внешнеполитических шоков и колебаний курсов валюты население зачастую выводит средства из банков, а корпоративные клиенты предпочитают в текущей ситуации тратить ликвидность на погашение долгов», — считает она. По ее словам, ожидать бурного притока валюты со стороны корпоративных клиентов не стоит, поэтому банки пытаются удержать розничных клиентов. «Возможно, банки видят риски для валютного фондирования и хотят увеличить приток валюты из стабильных источников, которым как раз и являются физические лица», — говорит главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитала» Олег Кузьмин.
Старший директор по финансовым организациям Fitch Александр Данилов говорит, что спрос корпоративных клиентов банков в значительной степени сейчас будет направлен на валютные кредиты. «Корпоративный внешний долг превышает $400 млрд, из которого большая часть номинирована в валюте. Из-за закрытых внешних рынков компании будут пытаться рефинансировать эти долги на локальном рынке. Однако у наших банков возможности по заимствованиям за рубежом тоже ограничены, и поэтому они активно пытаются привлекать депозиты, и не только валютные, поднимая ставки», — отмечает Данилов. Он напоминает, что весной этого года граждане активно запасались наличной валютой – сейчас банки пытаются привлечь эти сбережения во вклады. По данным ЦБ, только в марте текущего года граждане купили и сняли со своих счетов наличной валюты на $14,3 млрд. Примерно на столько же граждане купили валюты в кризисный ноябрь 2008 года.