Сбербанк вторгся в Европу
Президент российского Сбербанка Герман Греф объявил о покупке 100% акций Volksbank Int. (VBI). Накануне вечером в Вене Сбербанк согласовал с акционерами VBI основные условия его приобретения (за исключением банка в Румынии с активами 4,8 млрд евро - это 53% активов группы). По словам Германа Грефа, юридически обязывающее соглашение будет подписано до конца июля, а сама сделка закрыта до конца этого года. Раскрыть ее сумму он пока отказался. По информации Коммерсант-Украина, цена VBI может составить 670-760 млн евро.
51% акций VBI принадлежит Oesterreichische Volksbanken, 24,5% - немецким DZ Bank и WGZ Bank, 24,5% - французскому Banque Populaire Caisse d`Epargne. Активы VBI составляют 9 млрд евро, кредиты - 7 млрд евро, капитал - 585 млн евро. Основной продавец VBI - Oesterreichische Volksbanken - с помощью сделки со Сбербанком планирует решить более насущные задачи.
В пятницу Европейское банковское управление сообщило, что Oesterreichische Volksbanken вошел в число восьми европейских банков, не прошедших стресс-тест (см. стр. 6). В случае реализации наихудшего из возможных сценариев развития экономической ситуации в Европе банк показал бы снижение достаточности основного капитала первого уровня до 4,5% при минимально допустимых 5%. "Впрочем, если учесть эффект от мер, которые уже принимает банк, результат будет 9,8%",- заявил глава Oesterreichische Volksbanken Геральд Венцель. Первой среди мер, призванных повысить достаточность капитала банка, Венцель назвал продажу Сбербанку Volksbank International.
Лидер российского рынка - Сбербанк - помимо этой страны полноценно присутствует пока только в Казахстане и Украине. Покупая VBI, он сразу же выходит на рынки Боснии и Герцеговины, Венгрии, Сербии, Словакии, Словении, Чехии и Хорватии. По мнению Германа Грефа, Восточная и Центральная Европа - приоритетный быстрорастущий регион, доходы банковского сектора в котором к 2020 году составят 95 млрд евро, а в России - 65-70 млрд евро. "Размер и технологичность платформы VВI подходят для создания международной группы и использования ее для дальнейших приобретений в Центральной и Восточной Европе",- заявил он.
Интеграция VBI в структуру Сбербанка займет два-три года, изменится и его бизнес-модель: VBI работает с физлицами и малым бизнесом, а в дальнейшем будет предоставлять все продукты Сбербанка, в том числе инвестиционно-банковские.
Лишь в Украине Сбербанк получит дублирующий актив. VBI еще в 2007 году купил 99,91% львовского Электронбанка, занимавшего на тот момент 63-ю позицию по активам. За более чем четыре года учреждение, переименованное в Фольксбанк, поднялось всего до 52-го места среди украинских банков. Его филиальная сеть почти не претерпела изменений: 47 офисов в восьми областях Западной Украины, пять - в Киеве, еще три - в Одесской области.
Оптимальным сценарием развития событий представляется слияние украинских "Дочернего банка Сбербанка России" и Фольксбанка. "Самым разумным вариантом является слияние двух учреждений в Украине, которые будут работать под одним именем Сбербанка",- говорит председатель правления банка "Хрещатик" Дмитрий Гриджук. Если бы объединение произошло сейчас, активы нового банка составили бы 15,42 млрд грн - на уровне 15-го места среди украинских банков. Сеть "Дочернего банка Сбербанка России" выросла бы в полтора раза - до 109 точек. "Розница всегда интересна, поэтому они смогут более активно развивать потребительское кредитование",- отмечает Дмитрий Гриджук.
Старший аналитик Raiffeisen Bank Int. AG Глеб Шпилевой говорит, что покупаемый VBI занимает лишь 14-е место в регионе Восточной и Центральной Европы, хотя в Боснии, Словакии, Чехии и Хорватии входит в топ-10. Основной сложностью для Сбербанка станет обеспечение такого же дешевого фондирования восточноевропейских операций, как у лидеров рынка. "В портфелях банков этого региона высока доля кредитов в евро, и Сбербанку придется финансировать часть иностранных операций в этой валюте,- говорит Шпилевой.- На конец I квартала всего 5% (9 млрд евро) базы фондирования Сбербанка были номинированы в евро. Из них 6 млрд евро инвестированы в активы, свободная ликвидность составляет 3 млрд евро, что явно недостаточно для превращения VBI в значимого регионального игрока в краткосрочной перспективе".