В Украине впервые создадут переходный банк

В Украине впервые создадут переходный банк

Терра Банк станет первой неплатежеспособной финструктурой, которую Фонд гарантирования вкладов физлиц (ФГВФЛ) будет спасать посредством создания так называемого переходного финучреждения, сообщил «Капиталу» осведомленный анонимный источник. Эту информацию подтверждает и заместитель директора-распорядителя ФГВФЛ Андрей Кияк, который на прошлой неделе сообщил журналистам, что «по одному из банков уже на 95 % завершено создание переходного финучреждения».

Переход хода

Переходный банк создается самим фондом, который передает в эту финструктуру часть или все пассивы и активы неплатежеспособного финучреждения. Уставный фонд такого банка наполняется ФГВФЛ. Переходный банк на этапе создания освобождается от уплаты любых платежей — налогов, сборов, госпошлины.

По информации «Капитала», одним из идеологов передачи части активов и пассивов Терра Банка переходному финучреждению является первый зампред правления Укргазбанка Кирилл Шевченко, экс-совладелец Терра Банка. Но сам Шевченко свое идеологическое участие изданию не подтвердил: «Я не могу сказать свое мнение по какому то конкретному банку. Но если у фонда впервые получится вывести какое то учреждение путем создания переходного банка, буду только рад за ФГВФЛ».

В поисках выхода

Эксперты позитивно оценивают перспективу выведения Терра Банка с рынка путем создания переходного банка. «Поскольку инвестор должен разработать программу приведения банка в соответствие нормативам НБУ в четко фиксированные сроки либо присоединить его к уже действующему банку, вкладчики такой финструктуры имеют реальную возможность получить свои сбережения в полном объеме, а не только в пределах 200 тыс. грн, гарантированных ФГВФЛ. Заемщики неплатежеспособного банка в большинстве своем продолжат сотрудничество с банком-преемником», — поясняет начальник отдела рейтингов финансовой сферы IBI-Rating Анна Апостолова.

Для ФГВФЛ создание переходного банка также выгодно, ведь фонд сможет возместить за счет продажи акций переходного банка часть средств, направленных на выполнение обязательств перед вкладчиками. По данным фонда, всего в отправляющемся на «переход» банке находится гарантированных депозитов на 1,4 млрд грн.

«Если говорить о минусах, то следует упомянуть, что в первую очередь учитываются интересы вкладчиков-физлиц. Следовательно, некоторые из клиентов-юрлиц все таки могут потерять часть вложенных средств. Кроме того, отсутствие опыта в реализации подобной процедуры может стать причиной возникновения различного рода нестыковок и разногласий, вызванных недостаточной проработанностью процесса», — отмечает Апостолова.

Переходный банк должен быть продан инвестору не позже чем через три месяца после создания. В противном случае он будет ликвидирован. Кто станет благоприобретателем переходного финучреждения и есть ли на сей счет какие либо предварительные договоренности, в ФГВФЛ «Капиталу» не сказали.

По неподтвержденной информации, на покупку переходного банка может претендовать Вадим Копылов, который в разные годы успел поработать замминистра топлива и энергетики Украины, председателем правления НАК «Нафтогаз України», зампредседателя ГНАУ, заместителем и первым заместителем министра финансов Украины, исполняющим обязанности министра экономического развития и торговли Украины. На просьбу «Капитала» подтвердить или опровергнуть информацию относительно перспектив приобретения финучреждения Копылов ответил коротко: «Ребята, вам что — делать больше нечего?» Впрочем, не стоит исключать, что покупателем (через третьи лица) окажется кто то из предыдущих собственников банка, между которыми ранее разгорелся корпоративный конфликт, который и стал одной из основных причин введения в банк временной администрации.

Корпоративное противостояние

Как ранее писал «Капитал», конфликт возник между Кириллом Шевченко и Сергеем Клименко. Весной Клименко, бенефициар «Украинской стратегической группы», заявил, что в конце прошлого года купил Терра Банк у Руслана Цыплакова, владельца финансово-промышленной группы «Металл Юнион». В начале апреля в банк вернулся Кирилл Шевченко, который в 2010 2012 гг. владел акциями финучреждения, а в 2010 г. занимал пост председателя правления. В апреле 2014 г он был назначен президентом Терра Банка. По информации одного из инвестбанкиров, пожелавшего сохранить анонимность, Шевченко вошел в финучреждение в качестве партнера и принимал активное участие в управлении. С его приходом влияние на деятельность банка со стороны Клименко уменьшилось. Возможно, именно по¬этому он не стал воплощать в жизнь анонсированные в марте планы по докапитализации финучреждения на 250 млн грн.

В начале августа в СМИ появилась информация, что в июле из банка вывели 300 млн грн, а также о том, что от выполнения своих обязанностей был отстранен председатель правления Олег Савощенко. Далее кадровые перестановки приобрели массовый характер. Савощенко в должности был восстановлен, но своих постов лишились первый зампред правления Терра Банка Игорь Шевченко и корпоративный секретарь Юлия Облецова. Также решением набсовета банка были прекращены полномочия Сергея Клименко и аффилированных с ним членов набсовета.

Марк Поллок